Внедрение

Ещё раз о важной роли спутников ГНСС в современной жизни

9 Апреля 2024
Ещё раз о важной роли спутников ГНСС в современной жизни

Вокруг нашей планеты, пронзая необъятные просторы космоса, вращается сеть спутников, предоставляющих критически важные данные для глобальной навигации. Эти спутники, входящие в глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), являются невоспетыми героями, предоставляющими точную информацию о местоположении и времени, которая питает всё — от смартфона в кармане до беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Понимание того, как работают спутники ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo), и их отличия от других орбитальных спутников имеет важное значение для понимания их роли в нашей повседневной жизни и проблем, с которыми они сталкиваются.

Измеряя время, необходимое сигналу как минимум от четырёх спутников, чтобы достичь приёмника, ГНСС может определить местоположение в любой точке Земли с поразительной точностью. Эта возможность имеет решающее значение для множества приложений: от навигации и картографии до определения времени и реагирования на стихийные бедствия.

Спутники ГНСС от их орбитальных аналогов отличает их конкретная цель – предоставление услуг позиционирования, навигации и синхронизации (PNT) в глобальном масштабе. В то время как другие спутники могут быть предназначены для связи, мониторинга погоды или научных исследований, спутники ГНСС уникальны. Они разработаны и позиционированы для покрытия всего земного шара, гарантируя, что услуги PNT будут доступны пользователям, где угодно и когда угодно. Этот всеобщий охват имеет решающее значение для функционирования современных технологий и международной инфраструктуры.

Несмотря на передовые технологии и решающую роль в нашей жизни, сигналы ГНСС, достигая поверхности Земли, к тому времени становятся очень слабы. Низкая мощность делает их восприимчивыми к помехам, будь то непреднамеренные – от таких источников, как радиовышки, или преднамеренные – с помощью устройств, делающих помехи. Атаки с глушением включают в себя трансляцию сигналов на той же частоте, что и спутники ГНСС, что подавляет приёмник шумом и делает невозможным различение подлинного сигнала. Эта уязвимость особенно опасна для операций, зависящих от точного времени и местоположения.

Когда БПЛА или другие беспилотные транспортные средства блокируются, последствия могут быть ужасными. Успешная постановка помех может лишить их возможности сохранять курс, что приведёт к потере управления, потенциальным авариям или невыполнению критически важных задач, таких как срочная медицинская доставка или поисково-спасательные операции.

Растущая осведомлённость об уязвимостях ГНСС стимулировала усилия по повышению устойчивости этих систем. Такие меры, как технология защиты от помех, разработка альтернативных решений PNT и международное сотрудничество, имеют жизненно важное значение для защиты услуг ГНСС.

Поскольку мы продолжаем всё больше полагаться на ГНСС для широкого спектра приложений, обеспечение безопасности и надёжности этих спутниковых сигналов имеет первостепенное значение.

Заключение: спутники ГНСС играют незаменимую роль в современной навигации и синхронизации, в отличие от других типов спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, однако их восприимчивость к помехам представляет собой серьёзную проблему, особенно для операций БПЛА.

По мере развития технологий усилия по защите и укреплению этих критически важных активов продолжаются, гарантируя, что ГНСС останется надёжной основой для глобальной навигации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~w8KW9
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.