Внедрение

Тенденции развития рынка спутниковых услуг

12 Декабря 2024
Тенденции развития рынка спутниковых услуг

Подводя итоги уходящего года и выстраивая планы на следующий, спутниковые операторы не ожидают больших технологических прорывов, а рассчитывают на увеличение объёмов производства оборудования, удешевление запусков и совместимость различных орбитальных группировок. Для повышения эффективности работы компаниям необходимо договориться о совместном использовании спектра и общих стандартах.

Спрос на спутниковые услуги в целом остается высоким: рост пользователей составляет 20-30% ежегодно. В первую очередь увеличение спроса продиктовано обязательствами наземных операторов по охвату территорий. Поэтому они видят растущую потребность в пропускной способности во всех вертикалях и перспективы сотрудничества с телекомом.

Мультиорбитальная стратегия сейчас требует значительных инвестиций. Такие гибридные решения — необходимый элемент сети, гарантирующей клиенту бесшовность. Сегодня подобные сервисы интересны региональным операторам и крупным разветвлённым предприятиям — в первую очередь банкам — для организации надёжной связи центра с филиалами и между отделами.

Основной фактор таких услуг — партнёрства: игроки спутникового рынка, за редким исключением, не смогут предложить реальную мультиорбитальность без кооперации. Мультиорбитальная связь всё больше проникает в индустрию морских перевозок, несмотря на серьезные проблемы, среди которых:

• вопрос совместимости;

• сложная сетевая интеграция;

• необходимость привлечения высококвалифицированных кадров для управления данными и оборудованием.

Клиентам нужны гибкие сервисы, управляемые системы, «облачные» решения на борту: всё это открывает новые возможности для поставщиков услуг.

Космическая связь играет ключевую роль в расширении 5G. Спутниковая сеть охватывает большую территорию, чем наземная. К тому же, космические коммуникации незаменимы в случае стихийных бедствий. Спутниковые системы обеспечивают реальную добавленную стоимость, а интеграция различных средств передачи данных позволяет обеспечить бесперебойное соединение.

Вместе с тем использование различных запатентованных технологий и отсутствие стандартизации усложняет задачу распространения спутниковых услуг. Поэтому создание унифицированного терминала — крайне важная задача на будущее.

Автомобильная отрасль также рассчитывает на поддержку из космоса: спутниковая связь дополняет наземные сети в зонах без покрытия или при сбоях.

Основные направления применения космических коммуникаций в автомобильном секторе включают в себя:

• функционирование интеллектуальных транспортных систем;

• гарантию безопасности перевозок;

• обеспечение потокового вещания.

В ряде регионов спутник может стать единственным решением при покрытии больших территорий. Но отсутствие частот, скоординированных для подключения машин, тормозит процесс продвижения неназемных технологий.

Стандартизация разработок и терминалов в рамках 3GPP — ключевой фактор массового подключения авто.

Сфера D2D привлекает всё большее внимание индустрии. Как показало исследование ассоциации GSMA, потребители готовы платить за то, чтобы не выпадать из связи. И это может увеличить доходы мобильных операторов, сократить отток клиентов.

Несмотря на развитие НОО-группировок, продолжает расти спрос и на запуск на геопереходную орбиту, и на прямой вывод на ГСО. Желание Европы обеспечить независимость в отрасли стимулирует потребность в европейских ракетах, особенно для запусков аппаратов мониторинга земной поверхности.

Эксперты считают, что применение граничных вычислений способно повысить эффективность работы систем ДЗЗ, т.к. предварительная сортировка данных осуществляется ещё на орбите. Граничные вычисления могут сделать космос более доступным для некосмических экосистем, предоставляя им возможность использовать расширенные данные для решения своих задач.

Создаются платформы, позволяющие переносить приложения из наземного «облака» в космос. Обеспеченные солнечной энергией, орбитальные центры обработки данных станут более устойчивыми, будут меньше нагружать земную экосистему и не оказывать отрицательного влияния на изменение климата.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~sET39
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.