Внедрение

Правительство наводит порядок с морскими навигационными пособиями

25 Декабря 2023
Правительство наводит порядок с морскими навигационными пособиями

В 2023 году Правительство РФ решило, наконец, устранить юридическую, а заодно и навигационную лакуну в жизнетрепещущем вопросе изготовления, владения и предоставления морских навигационных пособий.

Начало было положено 17 февраля 2023 года принятием Федерального закона 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”». Изменения были направлены на нормативно-правовое регулирование создания, обновления морских навигационных пособий, установления их состава и содержания, определения порядка их предоставления, а также на устранение правовой неопределённости в вопросах навигационной деятельности. Объектом правоотношений при создании, обновлении и использовании пособий – официальных изданий для мореплавателей – станут лоции, описания маяков и огней, извещения мореплавателям, таблицы приливов и все другие морские навигационные пособия, необходимые для планирования и отображения пути судна в предполагаемом рейсе, или нанесения на карту, или контроля местоположения судна в течение всего рейса.

Заметим, что в законе «О навигационной деятельности» от 14 февраля 2009 года в качестве предмета регулирования рассматривались только государственные навигационные карты и навигационные карты для автомобильных дорог.

17 августа 2023 в России вступили в силу изменения в федеральном законе «О навигационной деятельности» (22-ФЗ), которые ввели легальное определение понятия «морские навигационные пособия» (МНП) и устанавливается порядок их использования органами власти, юридическими и физическими лицами. Согласно закону,

1) пособия есть официальные издания для мореплавателей;

2) обязанность их создания возлагается на Министерство обороны;

3) исключительные права на МНП принадлежат РФ;

4) право безвозмездного использования пособий предоставляется органам государственной власти и госкорпорациям «Роскосмос» и «Росатом», а физическим и юридическим лицам – за вознаграждение, порядок определения которого устанавливается Правительством РФ;

5) право на использование МНП предоставляет Минобороны в соответствии с утверждаемым им порядком.

Немедленно вслед за этим Правительство РФ утвердило Правила определения размера вознаграждения за предоставление права на использование морских навигационных пособий.

Параллельно с этими документами разрабатывался проект приказа Минобороны РФ «Об утверждении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий», к которому у юристов возникли определённые вопросы, в том числе в свете наличия коррупциогенных факторов.

В журнале «Вестник ГЛОНАСС» №№ 4, 5 подробно рассматриваются все упомянутые документы и анализируются аспекты, способные вызвать определённые недоумения по поводу их качества.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~l7Sr6
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.