Внедрение

Могут ли умные города помочь в достижении целей устойчивого развития?

17 Ноября 2022
Могут ли умные города помочь в достижении целей устойчивого развития?

За последние три года мир не увидел прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Пандемия, помимо глобального вреда здоровью, уронила образование из-за закрытия школ, экономический рост остановился, миллионы людей в настоящее время живут в условиях крайней нищеты.

Несколько целей устойчивого развития особенно висят на волоске во всём мире, включая цели мира, справедливости и сильных институтов, а также бедности и голода, устойчивых городов и сообществ и действий по борьбе с изменением климата.

Города будут играть центральную роль в возвращении к ЦУР. По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), порядка 105 из 169 задач ЦУР будут достигнуты только при активном участии местных и региональных органов власти, поскольку они несут ответственность за 55% государственных инвестиций и 37% государственных расходов в странах ОЭСР и обладают ключевыми рычагами для управления водными ресурсами, жильём, транспортом, инфраструктурой и землепользованием.

Их близость к местным предприятиям, жителям и гражданскому обществу также означает, что они имеют уникальные возможности для мобилизации коллективных действий по достижению ЦУР. Тем не менее, 70% городов в странах ОЭСР до сих пор не достигли более двух ЦУР.

Как инициативы «умного города» могут помочь ускорить прогресс в достижении ЦУР? Недавнее исследование консалтинговой фирмы Esi thought lab по 167 городам показало, что города, добившиеся наибольшего прогресса в достижении ЦУР, также оказались лидерами в применении технологий, данных и партнёрских отношений.

По оценкам той же ОЭСР, в Лондоне в период с 2014 по 2018 год интеллектуальные системы управления дорожным движением уменьшали заторы примерно на 8% ежегодно (ЦУР 11).

В Картахене, Колумбия, внедрение системы управления орошением «умный город» в муниципальных парках и садах позволило сократить потребление воды на 30% (ЦУР 6).

Стратегия умного города Гонконга помогла сократить потребление электроэнергии правительственными зданиями на 7,8% в период с 2015–2016 по 2019–2020 годы (ЦУР 7). А выбросы углерода сократились на 20% с 2005 года.

Новые технологии также могут помочь отслеживать прогресс на детальном уровне. Интеллектуальные датчики качества воздуха для мониторинга загрязнения воздуха и помощи в принятии мер — один из примеров. Таким образом, можно использовать инициативы умного города для достижения ЦУР. Как большему количеству городов пойти по этому пути?

Во-первых, вместо того, чтобы приходить на второй план, ЦУР могут служить ориентиром для предварительной постановки целей умного города. В Вене (Австрия) ЦУР были стратегически интегрированы во все области Венской стратегии умного города. Признавая, что цели «умного города» и ЦУР тесно взаимосвязаны, в стратегии определяются цели и действия, которые могут способствовать достижению ЦУР. Например, расширение цифровых платформ для шеринговой мобильности и увеличение инфраструктуры интеллектуальной зарядки для электромобилей может способствовать достижению цели Вены по сокращению выбросов CO2 на душу населения в транспортном секторе на 50% к 2030 году при одновременном улучшении доступности и качества воздуха.

Во-вторых, взаимодействие с заинтересованными сторонами, и особенно партнёрские отношения между государственным и частным секторами, имеют ключевое значение как для стратегий умного города, так и для устойчивого развития, как подчёркивается в ЦУР 17 (Глобальное партнёрство). Цифровые инновации, такие как онлайн-платформы и инструменты планирования сообщества, могут помочь привлечь более широкий круг граждан, которые являются конечными пользователями инициатив умного города. Привлечение заинтересованных сторон также помогает повысить осведомлённость о вкладе умных городов в достижение ЦУР. Например, в Мельбурне (Австралия) недавно были запущены новые онлайн-порталы сообществ, чтобы помочь гражданам общаться и обмениваться идеями на будущее.

Наконец, хотя решения для умных городов могут улучшить общественные услуги, нет гарантии, что они автоматически приблизят города к ЦУР. Например, даже инициативы «умного города» с благими намерениями могут способствовать увеличению цифрового разрыва и отдалению от достижения ЦУР 10 (Уменьшение неравенства). Поэтому крайне важно убедиться, что решения для умного города являются инклюзивными. Например, в Хельсинки (Финляндия) разработчики создали GPS-приложение, помогающее слепым и слабовидящим ориентироваться в городе. Приложение использует открытые данные города об общественном транспорте и картографические инструменты, чтобы предлагать целевые маршруты движения.

Поскольку 2030 год не за горами, неиспользованный потенциал умных городов для достижения ЦУР остаётся огромным. Например, только 3% фонарных столбов в мире являются «интеллектуальными», хотя «интеллектуальное» уличное освещение может снизить потребление электроэнергии в городах на 80%, что вносит значительный вклад в достижение ЦУР 7 (Доступная и чистая энергия) и ЦУР 13 (Борьба с изменением климата). Сюда же: более 2 миллиардов человек в мире до сих пор не имеют банковских счетов.

Поскольку доступ к цифровым финансовым услугам, как доказано, помогает людям выбраться из бедности (ЦУР 1), инициативы «умного города» могут способствовать финансовой доступности для тех взрослых, которые не пользуются банковскими услугами, но владеют мобильным телефоном, особенно на развивающихся рынках.

Ускорение достижения ЦУР посредством цифровой трансформации требует инвестиций в исследования и разработки, сотрудничества с академическими кругами и обеспечения необходимых средств для финансирования интеллектуальной инфраструктуры при одновременной защите данных граждан.

Развитие необходимых навыков, повышение осведомлённости и наращивание потенциала в субнациональных органах власти также будут иметь ключевое значение для развёртывания использования цифровых инструментов. Сейчас самое время переориентироваться на правильный путь, используя потенциал умных городов для достижения глобальных целей до 2030 года и далее.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам The OECD Centre for Entrepreneurship
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~kbbib
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.