Внедрение

Антикоррупционная экспертиза показала узкие места в приказе МО РФ «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий»

22 Августа 2024
Антикоррупционная экспертиза показала узкие места в приказе МО РФ «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий»

Привлечение на этапе разработки проектов нормативных правовых актов независимых экспертов позволяет обеспечить непредвзятость и объективность в подзаконном правотворчестве. Заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», независимый эксперт, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Константин Рейтор рассказал об успешном опыте проведения правовой и антикоррупционной экспертизы приказа Министра обороны РФ № 9 от 11.01.2024 под названием «Об установлении Порядка предоставления права на использование морских навигационных пособий».

17 августа 2023 вступили в силу изменения в федеральном законе № 22-ФЗ от 14.02.2009 «О навигационной деятельности» (далее 22-ФЗ), согласно которым введено легальное определение понятия «морские навигационные пособия» и устанавливался порядок их использования всеми субъектами гражданского оборота. Эти изменения внесены федеральным законом от 17.02.2023 № 35-ФЗ. В кратком изложении законодательная новелла в виде добавления к терминологической статье и статьи 8.3 в 22-м ФЗ состояла в следующем:

  • Пособия есть официальные издания для мореплавателей;

  • Обязанность их создания возлагается на Минобороны РФ;

  • Исключительные права на пособия принадлежат РФ.

Право на использование МНП предоставляет Минобороны в соответствии, утверждаемым им порядком.

Порядок определения размера вознаграждения за их использование устанавливается Правительством РФ.

Как видно, указанные пособия законодателем признаются, с одной стороны, официальными документами, с другой – результатом интеллектуальной деятельности.

В этом Константин Рейтор и усматривает нормативную коллизию между положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 3 и п. 6 ст. 1259) и изменениями в 22-м ФЗ. При этом имеет место также и юридико-лингвистическая неопределённость касательно легальной дефиниции самых морских навигационных пособий. К тому же, положение ч. 2 ст. 10.3 о том, что состав и содержание документов, включаемых в морские навигационные пособия, устанавливается Минобороны до настоящего времени не реализовано. Более того, не имеется и уведомления о начале разработки соответствующего нормативного акта. Скорее всего, в силу отсутствия в природе его проекта.

Во исполнение указанных требований Минобороны разработало в 2023 году проекты утвержденных в последствии подзаконных актов, а именно:

Правила определения размера вознаграждения за предоставление права на использование морских навигационных пособий (утв. Постановлением Правительства РФ № 1362 от 19.08.2023) (далее Постановление);

Порядок предоставления права на использование морских навигационных пособий (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.01.2024 № 9) (далее Приказ).

Ознакомление с данными документами еще только в виде проектов только укрепило подозрение в том, что их реализация на деле однозначно создаст для организаций и граждан, использующих морские навигационные пособия, трудновыполнимые и обременительные условия для судовождения, которое запрещено в отсутствие на борту подобных документов.

Содержание указанных актов, обстоятельства разработки, обсуждения и принятия наглядно подтвердили тезис о том, что коррупционная составляющая нормативной системы в сфере навигационной деятельности - значительна.

Дальнейшая история с обсуждением и принятием подзаконных актов приняла «полудетективный характер» с момента как Минобороны в начале лета 2023 г. начало согласовывать с заинтересованными органами власти проект Постановления. Одно из ведомств проект визировать не согласилось, предложив исключить один из ущемляющих его интересы пунктов. Разработчик же отказался учитывать данное замечание, о чем представил неожиданному «оппоненту» в конце июля 2023 г. на подпись проект протокола согласительного совещания по проекту постановления.

Константин Рейтор, выявив в проекте лежащие на поверхности коррупциогенные факторы, составил документ под названием «Заключение на проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил определения размера вознаграждения за право использования морских навигационных пособий».

В Аппарате Правительства по поводу судьбы проекта состоялось рабочее совещание с участием представителей заинтересованных ФОИВ. И в конечном итоге Постановление было принято через считанные дни – 19 августа 2023 г.

Вместе с тем сравнительный анализ текстов проекта и вступившего в силу акта показал, что в окончательном варианте текст оказался существенно выхолощенным. Причем были вымараны именно те положения, которые в заключении были квалифицированы как коррупциогенные. В итоге остались лишь два пункта: с преамбулой и формулой определения размера вознаграждения.

Приказ был утвержден 11.01.2024 за № 9, а зарегистрирован Минюстом лишь в апреле 2024 г.

«Вполне могла иметь место некая многоходовка, давшая повод охарактеризовать замысел неустановленных должностных лиц Минобороны как «401-ый сравнительно честный способ отъема денег у физических и юридических лиц». Иными словами, коррупциогенность рассмотренных нормативных актов могла быть заложена изначально», - отметил заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ieIur
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.