Минтрансу следует тщательнее подходить к вопросу идентификации беспилотных воздушных судов
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Подготовленный проект направлен на предотвращение противоправных действий террористического характера с использованием беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках проекта предлагается создать единую систему идентификации беспилотного транспорта на базе Государственной патрульной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Как сообщает нам Telegram-канал «Воздушное законодательство», проект предусматривает требование об оснащении беспилотных воздушных судов оборудованием удалённой идентификации, которое будет передавать информацию о характеристиках воздушной трассы, высоте полёта и координатах местоположения в Систему на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» через сети подвижной радиотелефонной или спутниковой связи.
Также проект вносит изменения в Правила наблюдения за беспилотными гражданскими воздушными судами, которые предусматривают необходимость идентификации беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой более 0,25 кг при постановке их на государственный учёт.
Замечания и предложения по проекту можно направить разработчику и ссылку на сайт в период проведения общественных обсуждений с 11 по 26 августа 2025 года.
Тем не менее, как было указано в Telegram-канале «Воздушное законодательство», у экспертов есть обоснованные сомнения относительно качества и компетентности подготовки проекта постановления, а также эффективности использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». В процессе обсуждения проекта, предложенного Министерством транспорта, необходимо будет дать ответы на ряд актуальных вопросов:
1. Как обеспечить передачу необходимой информации через подвижную радиотелефонную связь, которая охватывает лишь 6% территории страны, особенно на высоте более 500 метров?
2. Как быть в случае частых отключений Интернета?
3. Какую спутниковую связь можно использовать в судебном разбирательстве на территории Российской Федерации и сколько это будет стоить?
4. Как использовать данные ГЛОНАСС или другой глобальной навигационной спутниковой системы в условиях массового спуфинга и подавления сигналов ГНСС (Глобальные навигационные спутниковые системы)?
5. Будет ли система эффективна в предотвращении реальных правонарушений, если её можно отключить, изолировать или снабдить извлечёнными данными?
6. Почему бы не передавать данные о месте размещения БВС (Беспилотное воздушное судно) непосредственно в органы ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения Российской Федерации), а не через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которая, как показала практика применения наземного транспорта, не всегда работает безупречно?
7. Как обеспечить соответствие оборудования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и бортового оборудования БВС, особенно иностранного производства?
«Эти и многие другие нерешённые вопросы, которые были заданы представителями различных областей и военными специалистами, пока не удостоились ответа...
В целом, проект выглядит как ещё одна – для галочки – мера по обеспечению безопасности. Однако возникает ощущение, что о работоспособности и эффективности этой меры никто не задумался.
Может быть, стоит ограничиться уже существующими мерами?»