Во власти

Минтрансу следует тщательнее подходить к вопросу идентификации беспилотных воздушных судов

15 Августа 2025

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Подготовленный проект направлен на предотвращение противоправных действий террористического характера с использованием беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках проекта предлагается создать единую систему идентификации беспилотного транспорта на базе Государственной патрульной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как сообщает нам Telegram-канал «Воздушное законодательство», проект предусматривает требование об оснащении беспилотных воздушных судов оборудованием удалённой идентификации, которое будет передавать информацию о характеристиках воздушной трассы, высоте полёта и координатах местоположения в Систему на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» через сети подвижной радиотелефонной или спутниковой связи.

Также проект вносит изменения в Правила наблюдения за беспилотными гражданскими воздушными судами, которые предусматривают необходимость идентификации беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой более 0,25 кг при постановке их на государственный учёт.

Замечания и предложения по проекту можно направить разработчику и ссылку на сайт в период проведения общественных обсуждений с 11 по 26 августа 2025 года.

Тем не менее, как было указано в Telegram-канале «Воздушное законодательство», у экспертов есть обоснованные сомнения относительно качества и компетентности подготовки проекта постановления, а также эффективности использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». В процессе обсуждения проекта, предложенного Министерством транспорта, необходимо будет дать ответы на ряд актуальных вопросов:

1. Как обеспечить передачу необходимой информации через подвижную радиотелефонную связь, которая охватывает лишь 6% территории страны, особенно на высоте более 500 метров?

2. Как быть в случае частых отключений Интернета?

3. Какую спутниковую связь можно использовать в судебном разбирательстве на территории Российской Федерации и сколько это будет стоить?

4. Как использовать данные ГЛОНАСС или другой глобальной навигационной спутниковой системы в условиях массового спуфинга и подавления сигналов ГНСС (Глобальные навигационные спутниковые системы)?

5. Будет ли система эффективна в предотвращении реальных правонарушений, если её можно отключить, изолировать или снабдить извлечёнными данными?

6. Почему бы не передавать данные о месте размещения БВС (Беспилотное воздушное судно) непосредственно в органы ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения Российской Федерации), а не через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которая, как показала практика применения наземного транспорта, не всегда работает безупречно?

7. Как обеспечить соответствие оборудования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и бортового оборудования БВС, особенно иностранного производства?

«Эти и многие другие нерешённые вопросы, которые были заданы представителями различных областей и военными специалистами, пока не удостоились ответа...

В целом, проект выглядит как ещё одна – для галочки – мера по обеспечению безопасности. Однако возникает ощущение, что о работоспособности и эффективности этой меры никто не задумался.

Может быть, стоит ограничиться уже существующими мерами?»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~a9EMA
11.08.2025
Под председательством Виталия Савельева, занимающего должность заместителя председателя правительства, состоялось заседание президиума комиссии правительства по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС). В мероприятии приняли участие Андрей Никитин, министр транспорта, Антон Алиханов, министр промышленности и торговли, представители Министерства науки и высшего образования, субъектов Российской Федерации и производители беспилотных авиационных систем.
07.08.2025
Подписано постановление об интеграции новой государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем-112», работающей на базе единой платформы «ГосТех», в информационное пространство региональных систем вызова по номеру 112.
05.08.2025
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил актуализировать транспортную стратегию России на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Такое распоряжение глава правительства дал Минтрансу по итогам стратегической сессии, посвящённой этой теме. Работу необходимо завершить до 1 декабря 2026 года.
01.08.2025
Нас волнуют высокопроизводительные сервера, которые мы должны научиться производить с использованием компонентов, которые сейчас доступны, — у нас очень хорошие результаты, — заявил Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.