Новый регламент ЕС напрямую затрагивает производителей подключённых автомобилей и их клиентов

Недавно принятый ЕС «Регламент об электронных доказательствах» (2023/1543) налагает новые обязательства на поставщиков услуг электронных коммуникаций. Новое регулирование будет иметь прямые последствия для таких предприятий, как производители автомобилей, и других предприятий, предлагающих подобные услуги.
Электронные доказательства, такие как данные абонента, данные о трафике или данные контента, хранящиеся поставщиком услуг или от его имени в электронной форме, могут быть истребованы непосредственно от поставщиков услуг связи в другие страны ЕС.
Термин «услуги электронной связи» означает, что, например, производители автомобилей могут подпадать под это регулирование, если они предлагают такие услуги, как доступ в интернет через точки доступа Wi-Fi в автомобиле, доступ к электронной почте или передача сигналов через связь или сеть. На поставщиков услуг подключённых автомобилей может распространяться «Регламент об электронных доказательствах».
Обязательства касаются как поставщиков, базирующихся в ЕС, так и тех, кто находится за пределами ЕС, но предлагает там свои услуги.
Значение данных и процессов, основанных на данных, становится всё более важным практически для всех сфер жизни. Это касается и правоохранительной деятельности. Поэтому меры по получению и сохранению электронных доказательств становятся всё более важными для уголовных расследований и судебных преследований по ЕвроСоюзу. Сетевые услуги могут предоставляться, где угодно и не требуют физической инфраструктуры, помещений или персонала в стране, где предлагается соответствующая услуга. Таким образом, соответствующие электронные доказательства часто хранятся за пределами государства, проводящего расследование, или у поставщика услуг, зарегистрированного за пределами этого государства, что создаёт проблемы при сборе электронных доказательств в уголовном судопроизводстве.
В настоящее время приходится выполнять трудоёмкие запросы о юридической помощи; новое постановление устраняет это препятствие. После вступления постановления в силу власти смогут напрямую требовать от поставщиков услуг в других государствах-членах ЕС предоставления доказательств.
Вместо таких запросов о юридической помощи постановление предусматривает два новых инструмента: «Европейский производственный приказ» и «Европейский приказ о сохранении». Европейский приказ о производстве — это решение компетентного органа, предписывающего производство электронных доказательств, выданное или утверждённое судебным органом государства-члена, тогда как Европейский приказ о сохранении — это решение, которое предписывает сохранение электронных доказательств в целях удовлетворить последующий запрос на производство.
Под действие настоящего Положения подпадают следующие виды услуг:
• Услуги электронной связи, такие как услуги доступа в интернет, службы обмена сообщениями, телефонии и электронной почты, услуги передачи для межмашинных (M2M) и услуг Интернета вещей (IoT), передача сигналов через сети связи.
• Службы доменных имён и IP-нумерации в интернете, такие как назначение IP-адресов, реестр доменных имен, регистратор доменных имен, а также услуги конфиденциальности и прокси, связанные с доменными именами.
• Другие услуги информационного общества, которые позволяют своим пользователям общаться друг с другом или позволяют хранить, или иным образом обрабатывать данные от имени пользователей, которым предоставляется услуга, при условии, что хранение данных является определяющим компонентом услуги, предоставляемой пользователю.
Новые правила распространяются на всех поставщиков услуг, предлагающих свои услуги в ЕС. Это означает, что физические или юридические лица в государстве-члене имеют возможность использовать вышеперечисленные услуги и поставщик имеет существенную связь, основанную на конкретных фактических критериях, с соответствующим государством-членом. Такая связь считается существующей, когда у поставщика услуг есть представительство в государстве – члене ЕС или, при отсутствии такого учреждения, если в одном или нескольких государствах-членах имеется значительное количество пользователей, или когда существует таргетинг на деятельность в отношении одного или нескольких государств-членов.
Соответствующие данные представляют собой данные подписчика, данные трафика и данные контента, хранящиеся у адресата.
Данные подписчика (также известные как данные инвентаризации) включают, например, имя, адрес, идентификационный номер и контактные данные пользователя.
Данные о трафике относятся к данным, сбор, обработка или использование которых необходимы для предоставления телекоммуникационных услуг. Сюда входят, например, номер телефона, начало и конец, а также источник, маршрут и пункт назначения соответствующего соединения, дата и время или объём передаваемых данных.
Данные контента относятся к содержанию сообщения, такому как текст, речь, видео, изображения и звукозаписи.
Наблюдение за общением в режиме реального времени не подпадает под действие настоящего правила.
Европейские постановления о производстве и сохранении должны издаваться судьёй, судом, судьёй-следователем или прокурором, компетентным в соответствующем деле, или любым другим компетентным органом, действующим в качестве следственного органа в уголовном производстве и обладающим компетенцией издавать приказы. Сбор доказательств осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Приказ утверждается судьёй, судом, судьёй-следователем или прокурором государства, его выдавшего.
Заказы адресованы непосредственно компании, которая предположительно располагает соответствующими данными. Как правило, после предъявления Европейского охранного приказа у компании есть 10 дней на то, чтобы предоставить данные, и восемь часов, если ситуация считается чрезвычайной. Европейский приказ о сохранении выполняется адресатом, немедленно создающим резервную копию запрошенных данных. Обязательство по резервному копированию данных прекращается через 60 дней, но может быть продлено.
В случае возникновения противоречия между правилами ЕС и правилами третьей страны, адресат обязан проинформировать орган, выдавший заказ, и орган, обеспечивающий исполнение, о причинах невыполнения Европейского производственного заказа в течение 10 дней после получения такого заказа. В этом случае орган, выдавший разрешение, имеет право потребовать пересмотра дела в суде.
Затронутые компании должны иметь структуры и инструкции для своевременного выполнения указов. Они также должны иметь возможность, при необходимости, при внешней поддержке, в кратчайшие сроки проверить, не нарушают ли приказы действующее законодательство третьей страны, и в таком случае сформулировать обоснованные возражения. Одним из преимуществ нового положения является то, что для приказов необходимо использовать заранее определённый шаблон. Это упростит обработку заказов для получателей.
Могут быть наложены штрафы в размере до 2% от общего мирового годового оборота поставщика услуг за предыдущий финансовый год. Поэтому компании должны обеспечить своевременную адаптацию внутренних процессов.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал