Внедрение

Цифровая трансформация городов – вещь неизбежная

27 Марта 2024
Цифровая трансформация городов – вещь неизбежная

Население Земли растёт невиданными темпами. Вместе с тем меняется и степень урбанизации населения – понятно, в какую сторону. Люди во всём мире непрерывно переезжают из сельских районов в поисках работы, возможностей улучшения условий жизни и ради лучшего будущего для своих детей (в среднем 180 000 ежедневно). Мы ступили на некий рубеж, который вот-вот перейдём и пойдём дальше – впервые в истории большая часть мирового народонаселения проживает в городах.

В 1800 году нас было всего 1 миллиард человек; к 1960 году нас стало уже 3 миллиарда, теперь – 8 миллиардов. В 1800 году в городах проживали 2% людей, в 1950 году – 30% мирового народонаселения, сейчас число городских жителей выросло до 4,2 миллиардов – 50%. К 2050 году, по прогнозам ООН, 70% населения будут жить в городах (или 75% – если верить прогнозу Всемирного банка). В мире уже сейчас насчитывается 33 города-гиганта с населением более 10 миллионов человек, из них 6 городов – с населением более 20 миллионов. К середине века на Земле появится ещё 14 городов-мегаполисов. За следующие 15–20 лет многие города в странах Африки и Азии увеличатся вдвое.

Концентрация населения в многоэтажных «человейниках» (которые мы в последние годы имеем удовольствие и ужас видеть уже и в российских городах; Россия вообще по числу городских жителей идёт впереди большинства стран – 73%; из них 17% – в городах-миллионниках) имеет самые плачевные последствия для матушки-природы, поскольку расширение города происходит за счёт земель сельскохозяйственного назначения, лесных островков, берегов рек и т.д. Захват земель и использование их под городскую застройку значительно опережает возможность с помощью традиционных технологий так нарастить производство еды, чтобы накормить новоиспечённых горожан, оторвавшихся от земли.

Другими словами, согласно исследованию журнала «Nature Sustainability», нынешние темпы потребления природных ресурсов намного превышают способность планеты обновлять питательную биомассу. Сейчас люди в целом используют ресурсы Земли на 173%. Спасает человечество от катастрофы разве что неравномерность потребления этих самых ресурсов. Так, среднестатистический американец, швед или швейцарец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем среднестатистический сомалиец; ест в 75 раз больше мяса, чем индиец; сжигает в 150 раз больше электроэнергии, чем средний нигериец. Да что там швейцарец! среднестатистическая кошка в Англии потребляет белка в два раза больше среднестатистического жителя Африки.

Если все хотели бы жить как жители США, то для этого понадобилось бы ещё 4 таких планеты как наша.

Помимо продовольственной проблемы, сюда добавляются проблемы бедности. За последние 50 лет число жителей трущоб увеличилось с 35 миллионов до более чем 900 миллионов. В течение следующих 30 лет оно может удвоиться. Жители трущоб составляют большинство городского населения в Африке и Южной Азии. Согласно некоторым оценкам, к 2035 году в городах будет проживать более половины бедняков мира.

Сюда естественным образом добавляются экологические вопросы. Жители трущоб подвергаются высокому риску заболеваний. Помимо того, что они страдают от загрязнения, вызываемого сжиганием неочищенного топлива во время приготовления пищи, использования примитивных плит, имеют ограниченный доступ к воде и канализации, им приходится сталкиваться с такими современными экологическими опасностями, как загрязненный городской воздух, выхлопные газы и выбросы промышленных предприятий. Каждый год не менее миллиона людей умирает от загрязнения городского воздуха.

Не меньший урон населению приносит отсутствие транспортной безопасности. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в развивающихся странах в дорожно-транспортных происшествиях 500 тысяч человек погибает, а 15 миллионов получают травмы. В основном жертвами являются пешеходы и велосипедисты из числа бедняков. Люди, которым удается выжить в авариях, зачастую становятся инвалидами. Например, в Бангладеш, согласно сообщениям, около 50% мест в больницах заняты жертвами дорожно-транспортных происшествий.

В результате, начиная с конца 1990-х годов, стала набирать популярность идея создания «умных городов», а другими словами – «переход на цифру» всех систем городского жизнеобеспечения. Ну, или интеграция информационных и коммуникационных технологий и добавившегося к ним в крайние годы Интернета вещей для управления городским имуществом.

На страницах свежего номера журнала «Вестник ГЛОНАСС» мы рассуждаем о том, как создание цифровой инфраструктуры помогает городам и горожанам выжить, как реализация программ «умного города» не только спасает здоровье городского населения и экологию, но и способствует социализации городских общин, повышает степень их участия в решении городских проблем.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SSSr9
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.