Продвижение беспилотных автомобилей в Китае сталкивается с юридическими и финансовыми препятствиями

Усилия Китая по увеличению количества почти автономных транспортных средств на дорогах тормозят из-за растущей неопределённости в отношении краткосрочного потенциала прибыли от использования технологии в сложных условиях.
В последние годы страна добилась успехов в рамках национальной стратегии, в которой приоритет отдаётся технологиям автономного вождения. Дорожная карта, выпущенная в ноябре 2020 года, предусматривает, что к 2030 году 20% всех проданных новых автомобилей будут иметь возможности уровня 4, позволяющие им работать без водителя – при определённых условиях.
Но аналитики начинают сомневаться в том, что эта цель будет достигнута, а некоторые считают, что эта цифра составит всего 3%, поскольку проблемы регулирования и опасения по поводу прибыли сдерживают инвестиции и подталкивают стартапы к поиску других способов получения дохода.
Аналитики прогнозируют, что эта доля достигнет всего 7%, считая, что Китай не разработал адекватной правовой базы для технологий уровня 3 и выше, и что даже если она будет создана, масштабирование бизнеса займёт время. Для систем автономного вождения уровня 3 по-прежнему требуются водители, хотя они уже могут позволить себе снять руки с руля.
Более медленный, чем ожидалось, прогресс внедрения роботакси затрудняет заработок для стартапов, внедряющих беспилотные такси.
Компания «Байду» (Baidu), предоставляющая веб-сервисы, основным из которых является поисковая система с таким же названием, заявляет, что её бизнес по автономному вождению не вносит значительного вклада в продажи.
Поскольку перспективы прибыли в этой области становятся всё более туманными, инвестиции резко сократились. В прошлом году в Китае было осуществлено около 130 инвестиций на общую сумму 20 млрд юаней ($3 млрд), что составляет примерно пятую часть от общей суммы в 2021 году.
Одна из проблем для компаний, занимающихся беспилотным такси, заключается в том, что правила автономного вождения устанавливаются местными органами власти без общенациональной правовой базы. Компании ограничены в том, где они могут работать географически, и должны иметь дело с различными регионами индивидуально.
А испытания беспилотных транспортных средств обычно требуют присутствия человека-наблюдателя на пассажирском сиденье для обеспечения безопасности, что увеличивает трудозатраты и не позволяет предприятиям в полной мере использовать преимущества роботакси.
Сами машины – тоже дорогие. Китайская инвестиционная группа Citic Securities оценивает стоимость автономного такси примерно в 500 000 юаней, что в пять раз превышает стоимость стандартного такси. Брокерская компания ожидает, что технология начнёт набирать обороты, как только цена полностью беспилотного автомобиля упадет примерно до 200 000 юаней.
Неопределённые перспективы получения прибыли побудили некоторые компании скорректировать курс, активизировав усилия по продаже своих систем внешним клиентам в качестве ещё одного источника дохода.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал