Внедрение

Какова цепочка создания стоимости космической экономики?

19 Апреля 2024
Какова цепочка создания стоимости космической экономики?

Цепочка создания стоимости космической экономики состоит из трёх сегментов:

• Разведка и добыча, представляющие научные и технологические основы космических программ (например, наука, НИОКР, производство и запуск).

• Даунстрим, представляющий операции космической инфраструктуры, а также «приземлённые» продукты и услуги, которые напрямую полагаются на спутниковые данные и сигналы для своей работы и функционирования.

• Деятельность, которая вытекает из космической деятельности, но не зависит от неё в своем функционировании (например, передача технологий из космического сектора в автомобильный или медицинский сектор).

Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости. Эта деятельность представляет собой связующее звено между спутниками и наземной инфраструктурой. В зависимости от методологического выбора их можно разделить на восходящие и последующие виды деятельности.

Космическая деятельность в разведке и добыче включает в себя следующие категории:

• Фундаментальные и прикладные научные исследования, проводимые в высших учебных заведениях, государственных научно-исследовательских организациях, частных и некоммерческих исследовательских организациях.

• Вспомогательные услуги, такие как финансы, страхование, юридические услуги и консультации.

• Научная и инженерная поддержка, включая предоставление услуг в области исследований и разработок, инженерных услуг, таких как проектирование и испытания, и аналогичная деятельность.

• Поставка материалов и комплектующих для космических и наземных систем, включая как пассивные части (кабели, разъёмы, реле и т.д.), так и активные части (например, диоды, транзисторы, полупроводники).

• Проектирование и производство космического оборудования и подсистем, таких как электронное и механическое оборудование и программное обеспечение для космических и наземных систем, а также систем наведения, двигательной установки, энергетики, связи и т.д. космических аппаратов.

• Интеграция и поставка полных систем, включая полные спутники / орбитальные системы и ракеты-носители (включая услуги по запуску), а также наземные системы, такие как центры управления и станции телеметрии, слежения и управления.

Космическая деятельность в сфере переработки предоставляет продукты и услуги, основанные на спутниковых сигналах или данных, нацеленных на потребительские и коммерческие рынки, и включает в себя:

• Операции с космическими и наземными системами. Спутниковые операции предусматривают аренду или продажу спутниковых мощностей главным образом для связи, но также всё чаще и для наблюдения Земли. Наземные системы представляют собой связь между спутниками и наземной инфраструктурой с сетями наземных станций, расположенных в стратегических точках (часто на полярных или средних широтах). Фирмы, занимающиеся спутниковыми операциями, могут действовать по всей цепочке создания стоимости, например владеть собственными спутниками и наземными станциями, а также предоставлять продукты и услуги непосредственно клиентам.

• Услуги по распространению данных. Всё большее число компаний предоставляют платформы или услуги на основе облачных вычислений, упрощающие доступ, использование и распространение продуктов (в основном геопространственных систем (ГИС)).

• Поставка устройств и оборудования для поддержки потребительских рынков. Деятельность в этой категории включает производство устройств (чипсетов, терминалов, оборудования ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) и других устройств) и разработку программного обеспечения.

• Предоставление услуг, поддерживающих потребительские рынки: предоставление прямой связи домой (телевидение, радио, широкополосная связь); предоставление услуг позиционирования, навигации и синхронизации; предоставление электрооптических изображений (услуги телеметрии, слежения и управления). Текущие приложения включают картографию и картографирование; логистику и дистрибуцию; продажи и маркетинг; наблюдение и безопасность; расчёт времени и точности работы; и коммуникации.

• Предоставление дополнительных услуг в области данных: обработка продуктов и услуг из одного или нескольких источников данных (спутниковые изображения / сигналы и наблюдения на месте, другие источники информации) и преобразование их в легко используемую информацию. Одна и та же компания может предоставлять как сырую, так и переработанную продукцию и услуги. Многие участники этой категории не относят себя к компаниям космического сектора, хотя их продукция зависит от космических сигналов или данных.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HIf3Y
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.