Внедрение

Дмитрий Ливанов: Идеология прогнозирования научно-технологического развития основана на анализе больших вызовов

26 Июня 2025

Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов. 

«Хотел коротко сказать о той работе, которую Физтех выполняет по поручению Управления Президента по научно-образовательной политике. Она связана с разработкой общей методологии научно-технического прогнозирования в нашей стране, и фактически первая технологическая область, на которой мы апробировали эту общую методологию – это именно космические технологии и сервисы, —  доложил Дмитрий Ливанов. — Это именно та сквозная технология, в терминологии недавно принятого закона о технологической политике, которая обеспечивает повышение экономической эффективности работы разных отраслей. В этом – принципиально ключевое значение космических технологий, космического проекта для нашей страны. Сегодня большая часть населения Земли, так или иначе, использует результаты космической деятельности. И по тем оценкам, которые существуют, например, в транспорте, в логистике, использование космических технологий может на 15-20% поднять топливную эффективность, а в сельском хозяйстве, за счёт использования точного земледелия, на 20% – урожайность. И абсолютно понятен колоссальный масштаб экономических эффектов внедрения и использования космических технологий. Вопрос только в регуляторике, в решении технологических проблем и кадровых проблем.

В мире в последние 10 лет серьёзно выросли инвестиции в космос. В основном, это частные деньги. Эти инвестиции используются в основном, как это не удивительно, не на разработку и запуск космических аппаратов. На разработку спутников и полезной нагрузки используется примерно 40% инвестиций. Ещё 8-10% – на вывод на орбиту, а больше 50% – всё остальное – используется на создание систем управления, тестирования, инфобез. Мы все знаем, то для того, чтобы обеспечить безопасное использование беспилотного транспорта, необходимы десятки, сотни миллионов километров пробега беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. А для того же самого точного земледелия необходимо не просто разработать и внедрить самые разные датчики, установленные на полях, но и сделать разметку при помощи этих датчиков десятков миллионов космических снимков. И обучить – а это тоже требует миллионов часов компьютерного времени – системы искусственного интеллекта для анализа этих изображений. Это огромные инвестиции, это сложные инженерные задачи».

Докладчик также отметил, что в мире объектами инвестиций являются не только космические технологии, разработка и выведение на орбиту космических аппаратов, но и вот эти области на стыке космоса, космической индустрии и теми индустриями, отраслями, которые приводят как раз к экономическим эффектам этой деятельности.

«В целом, идеология прогнозирования научно-технологического развития основана на анализе больших вызовов, которые стоят перед нашей страной в экономической, социальной сфере, в сфере безопасности, — продолжил размышления Дмитрий Ливанов. — На основе этих вызовов осуществляется проектирование перспективного облака больших технических систем. В данном случае мы говорим, например, о большой спутниковой группировке: какими они должны быть, на каких орбитах должны располагаться, каковы должны быть функциональные требования к самим космическим аппаратам для того, чтобы они эффективно выполняли те задачи, которые вытекают из этих больших вызовов. Вот так организован прогноз. При этом разработка новых технологий – это достаточно длинный цикл. Мы все прекрасно знаем, что, например, технологии пакетной передачи данных начали финансироваться ещё через «Дарпу» (управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, DARPA – прим. Редакции) в середине шестидесятых годов – тогда небольшие гранты были направлены в университеты, в семидесятые годы были созданы первые протоколы, и только на рубеже 20-го и 21-го веков произошла коммерциализация этих технологий и взрывной рост интернет-экономики. И кто инвестировал в эти разработки на ранней стадии – в 1960-1970-х, те страны собрали главные сливки с этого экономического бума. Инвестиции в будущее – очень важная часть этой работы.

Хочу также сказать, что сегодня, если мы переходим к конкретным космическим технологиям, у нас накоплено довольно серьёзное отставание. Если в 1980-е годы у нас был примерный паритет по ключевым космическим технологиям, то сейчас мы отстаём практически по всем технологическим направлениям. В основном, это связано с полезной нагрузкой малых космических аппаратов. Видно, что у нас есть практически 75-процентный резерв для роста результатов космической деятельности на экономику. Число сервисов, которые могут использоваться в разных космических отраслях, гораздо больше, чем мы сегодня планируем».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~1eIbo
01.10.2025
Инициатива Минтранса по обязательной идентификации дронов и пилотируемых воздушных судов (ВС) массой от 495 кг с помощью системы «ЭРА-ГЛОНАСС» вызвала обеспокоенность среди крупных авиакомпаний. «Аэрофлот» обратился к регулятору с просьбой сделать это требование опциональным. Компания указала, что для магистральных самолётов выполнение данного требования обойдётся в сумму не менее $2 млн за один лайнер и займёт несколько лет.
25.09.2025
Новое китайское исследование в области оборонной промышленности показывало, что искусственный интеллект (ИИ) вскоре может существенно затруднить — или даже сделать практически невозможным — выживание подводных лодок в будущих морских конфликтах.
25.09.2025
«Аэронекст» проанализировал идею Минтранса о внедрении системы спутникового слежения от АО «ГЛОНАСС» для идентификации беспилотных воздушных судов (БВС) и пришёл к выводу, что это предложение не обеспечивает необходимую безопасность и может привести к финансовым потерям для отрасли.
24.09.2025
Ранее телеграм-канал «Воздушное законодательство» сообщал о негативной реакции председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на действия Минтранса по внесению изменений в Воздушный кодекс. Теперь ведомство обратилось к законопроекту, предложенному сенаторами Совета Федерации.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.