Журнал «Вестник ГЛОНАСС» продолжает знакомить читателей с материалами очередного номера 2018 года. В интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС» соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Александр Гурко рассказал об основных задачах, главных проектах рабочей группы, современном состоянии рынка навигационных услуг, а также о проблемах развития новых технологий в условиях российских реалий и о будущих технологических трендах.
Александр Гурко: Здесь более глубокие проблемы. Они, на самом деле, культурные. Просто их нужно осознать и перестать строить модели, которые не приживаются на российской земле.
ВГ: Какая нормативно-правовая база требуется, чтобы заработал оператор?
ВК: Мы надеемся, что будет выпущено соответствующее распоряжение правительства о создании национального оператора НСВП. Тем более, что создание такого оператора пересекается с планами «цифровой экономики», которая сейчас активно развивается. В её рамках предполагается провести работу по объединению имеющихся станций, построенных за госбюджет. Наш проект подразумевает объединение любых станций и создание соответствующего перечня со всей атрибутикой: раскрытие их координат, кому принадлежат станции, что за антенны, их технические характеристики. Это необходимо, чтобы потребителю было понятно, как с этими станциями работать.
Мировое сообщество готовится встречать беспилотники на улицах своих городов. Данный вопрос прорабатывается правительствами и, можно быть уверенным, скоро будет решен в пользу беспилотных систем. В России к 2035 году на всех федеральных дорогах планируют развернуть устройства для передачи данных по беспроводной сети. Система будет собирать информацию о транспортном потоке, вычислять нарушения и передавать данные, полученный в ходе анализа, на «подключенный» и беспилотный транспорт. Предполагается, что отечественная интеллектуальная дорожная система будет совместима с европейской. Всего для проезда транспорта с автоматическим управлением планируется переоборудовать более 20 000 км федеральных дорог. Первые участки с необходимой инфраструктурой для движения беспилотников появятся на трассах М7 «Волга» и А 181 «Скандинавия».
В своей предыдущей публикации автор обещал рассмотреть вопрос о сущности навигационной деятельности. Сегодня пришло время выполнить это обещание. Проблема эта – животрепещущая, самым непосредственным образом влияющая на качество нормативного регулирования в соответствующей сфере общественных отношений. Данная тема уже поднималась на страницах журнала. В 3-м номере его за 2016 год опубликована статья под названием «О сущности навигационной деятельности». В указанной публикации, к сожалению, об экономической сущности навигационной деятельности не сказано. Главным образом она посвящена техническим аспектам навигации, а критический разбор имеющегося понятийного аппарата отсутствует. Предлагаемые авторами статьи формулировки остались в рамках, заданных определениями действующих нормативных актов.
Международный комитет по глобальным навигационным спутниковым системам (ГНСС) при ООН второй раз за свою более чем десятилетнюю историю приехал в Россию. Впервые совещание участников комитета в нашей стране проходило с 14 по 18 сентября 2009 году в Санкт-Петербурге. Поддержку российской стороне в организации заседания оказало Управление по вопросам космического пространства ООН (UNOOSA). Основными темами обсуждения стали выявление и снижение влияния помех на гражданские навигационные сигналы, повышение качества навигационных услуг, обсуждение перспектив развития и применения геодезических систем координат и шкал времени, используемых в навигационных спутниковых системах, а также вопросы повышения уровня образования в области спутниковой навигации.
Одним из важных пунктов, из перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, является поручение Правительству РФ, разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить в срок до 1 июня 2017 года, программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза.
В последнее время активно внедряются государственные и частные программы глобального действия, использующие навигационно-информационные технологии, такие как «Платон» (12-тонники), тахографы, «ЭРА-ГЛОНАСС», «умное страхование», «цифровой город», автономные и сетевые автомобили, каршериногвые и райдшеринговые сервисы (uber, gett-taxi, яндекс-такси и т.п.). Нарушение информационной безопасности этих и подобных систем (программ) напрямую и косвенно влияет на национальную безопасность, а может угрожать здоровью и жизни пользователей. На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» по наиболее уязвимой области сфер использования навигационно-информационных технологий отвечает Игорь Хереш, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Т-One Group.
Российские страховые компании и автолюбители в скором времени смогут оценить преимущества от внедрения новой услуги – страховой телематики на основе навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. К настоящему моменту эти услуги, обычно называемые «умным страхованием», уже получили широкое распространение в США и Европе, а для России это вопрос ближайших лет.