Статьи

Райдшеринг кость в горле или панацея?

9 Марта 2017
Райдшеринг кость в горле или панацея?

Одним из важных пунктов, из перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, является поручение Правительству РФ, разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить в срок до 1 июня 2017 года, программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза. 

В мире происходят глобальные процессы «оцифровки» экономики, изменяется технологический уклад, быстрыми темпами формируется новая инфраструктура, изменяется форма самоорганизации общества. Старая модель индустриального и постиндустриального общества уходит в прошлое. Совсем скоро развитыми будут считаться те общества, которые быстрыми темпами смогли сформировать новую форму экономики и самоорганизации.

Наиболее заметными в развитии элементов цифровой экономики сферами экономической деятельности, являются транспорт и торговля. При этом автомобильные перевозки являются самым массовым видом транспорта, обеспечивающим доставку пассажиров и грузов «от двери до двери». Широкое развитие технологий спутниковой навигации, информатизация производственных процессов, автомобилизация населения, развитие мгновенных коммуникаций и средств связи обеспечили безусловное лидерство автомобильного транспорта в развитии цифровой экономики.

На отдельном виде автомобильного бизнеса – легковом такси, за несколько лет, возникли мировые транснациональные корпорации, капитализация которых будоражит умы экономистов и целые правительства. Возник даже термин – «уберизация», который де факто, является сегодня синонимом цифровой экономики в повседневном употреблении. Термин настолько прижился, что «уберизировать» сегодня собираются в буквальном смысле все отрасли экономики. Однако, почему-то, нигде больше, кроме такси, в том числе и на других видах автомобильного транспорта – не получается, или получается с довольно скромными результатами. Далекими от миллиардов долларов капитализации и «изменения мира новыми технологиями». 

В чем же «секрет»? Какие «ингредиенты» необходимы для развития информационной экономики на других видах автомобильных перевозок, для качественного прорыва и изменения технологического уклада? Имея большой и во многом уникальный международный опыт законотворчества и исследований в сфере государственного регулирования деятельности такси, попробую ответить на этот вопрос.

Такси во всем мире является отдельным видом автомобильного транспорта, который имеет уникальное отличие от любого другого вида перевозок. Это отличие является сутью самого понятия такси и закреплено во всех национальных законодательствах. В легковом такси – устная форма заключения договора. То есть, в любом городе мира, остановив такси на улице, подойдя к такси на стоянке, заказав такси по телефону или через приложение с помощью смартфона – вы заключаете устный договор. Во время поездки на такси у пассажира нет ни билета, ни договора, а чек или квитанцию вы получите только по окончанию поездки, как подтверждение, что вы за нее заплатили.

Именно эта особенность легкового такси и является основным фактором, который позволил за короткое время превратить такси во всем мире в локомотив цифровой экономики. Ведь отсутствие документа, позволило компаниям уйти от самого понятия «документ», перейти к понятию «информация». Информация о заказе такси, о пассажире, о времени и месте подачи, о маршруте – все это содержится в базах данных компаний, которые организуют поездку на такси именно в электронном виде. Это является юридически значимой информацией. 

Для работы других видов автомобильного транспорта требуются «живые» документы строгой отчетности, например - товарно-транспортная накладная при осуществлении грузовых перевозок. На пересылку и передачу ТТН тратятся огромные ресурсы. А продажа онлайн билетов на междугородние автобусы занимает всего 5% от общего объема перевозок. Причина – отсутствует единый центр информации о каждом рейсе, в силу разнообразия «прописки» маршрутов – межрегиональные, региональные, муниципальные.

Вывод первый – цифровую трансформацию экономики видов автомобильного транспорта сдерживает наличие обязательных документов. Нельзя построить цифровую экономику, используя «аналоговый» документооборот. Необходимо переходить от самого понятия «документ» к понятию «юридически значимая информация». Переходить на электронную форму товарно-транспортных накладных. Реформировать контрольно-надзорную деятельность, в части перехода от контроля документов – к контролю за информацией. Менять лицензионные требования к автобусным перевозкам – вводить обязанность передачи информации о каждом рейсе автобуса. Это безусловно потребует комплексного и не поверхностного изменения законодательных норм и правил. Но без таких изменений развиваться будут информационные технологии, а не цифровая экономика.

Подобные меры создадут условия для взрывного роста цифровых платформ, сервисов, обеспечивающих  организацию перевозочного процесса, информирование потребителей транспортных услуг, повышение производительности и доступности. Как это произошло в такси.

Однако отмена документооборота и переход к обмену юридически значимой информации приведет к существенным рискам. Прежде всего – это риск монополизации этой сферы цифровыми платформами транснациональных корпораций. 

Это новый феномен в мировом сообществе: они превращаются в нечто большее, чем просто хозяйствующие субъекты, становятся проводниками особых ценностей, внедряют у себя собственные системы безопасности, занимаются продвижением своих интересов по всему миру. В условиях новых систем самоорганизации общества, где виртуальные формы приобретают наибольший вес, влияние транснациональных корпораций становится сильнее влияния многих государств. Именно это происходит в такси, где транснациональные корпорации, используют доминирующее положение на национальных рынках и отсутствие или неразвитость государственной регуляторики в собственных интересах, а не в интересах национальных экономик. Основным активом цифровых платформ транснациональных корпораций являются данные, формирующиеся из юридически значимой информации, получаемой в результате их экономической деятельности.  

Вывод второй – необходима цифровая трансформация государственного управления. Широкое развитие цифровых платформ и сервисов должно сопровождаться созданием государственных автоматизированных информационных систем (ГАИС). Основная задача таких ГАИС – получение юридически значимой информации о каждой сделке, транзакции, поездке в режиме онлайн, администрирование налогов и сборов и государственная гарантия финансовой защиты потребителя. Это потребует значительных инвестиций, поэтому создание этих ГАИС должно реализовываться на принципах государственно-частного партнерства. Вполне возможно – с теми же транснациональными корпорациями.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и развиваются государственные информационные системы, формирующие большие массивы данных. Это хороший потенциал для цифровой трансформации не только экономики автомобильного транспорта, но и других сфер, включая так называемую «экономику совместного потребления». Использование принципов государственно-частного партнерства позволит привлечь технологические компании, имеющие свои проекты. При этом, учитывая эффект масштаба, их капитализация может вырасти в несколько раз. Применение подобных подходов фактически является «контролируемой уберизацией» в интересах национальной экономики.


Станислав Швагерус, эксперт, проектная группа TAXI 2018. Специально для журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Станислав Швагерус, эксперт, проектная группа TAXI 2018

Источник: Журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pXbsx
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.