Внедрение

Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

8 Февраля 2023
Правительство выделит около 4 млрд рублей в ближайшие два года на создание «ледового навигатора» для Северного морского пути

В середине января премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о создании цифровой экосистемы «ледовый навигатор» для Северного морского пути (СМП), на которую планируется выделить порядка 4 млрд рулей в 2023-2024 годах, соответствующий документ опубликован на сайте правительства РФ. 

«Речь идёт о создании «ледового навигатора», позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 2023–2024 годах из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд рублей. Результатом предоставления субсидии является созданная не позднее 30 июня 2025 г. цифровая экосистема Северного морского пути», - говорится в документе.

В рамках создания цифровой экосистемы будут установлены бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы на судах, самолётах и вертолётах. Данные с таких комплексов повысят точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов будет передаваться на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи – грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики. На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги, в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» генеральный конструктор компании «ТрилайнСистемс» Павел Зубенко, без модернизации прибрежной инфраструктуры связи «ледовый навигатор» вряд ли сможет реализовать весь заложенный потенциал.

«Наш главный геополитический соперник на этом направлении, США, сейчас тоже активно работает над новыми форматами связи и её стабильностью. Например, в Америке признают, что их беспилотники для работы в высоких (выше 77 параллели с. ш.) теряют сетевые и коммуникационные возможности. Обмен информацией в Приполярье потребует не просто усиления спутниковых группировок и создания «плавучих» и летающих информационных комплексов, что уже делается, но и соответствующей инфраструктуры для полноценного обмена информацией с Большой землёй. То есть необходимо создание устойчиво функционирующей опорной сети связи, оснащённой надёжными приёмо-передающими антеннами», - сказал эксперт.

Он отметил, что такие системы уже есть, они производятся конвейерным способом и способны развёртываться быстро и в любых погодных условиях. Вместе с подвижным «ледовым навигатором» они станут основной полноценной многоуровневой информационной сетью, устойчивой к любым воздействиям.

Северный морской путь – кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RlTJR
25.04.2024
Россия будет усиливать космическую группировку арктических спутников для более качественного круглогодичного и круглосуточного мониторинга Севморпути, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках коллегии Росгидромета.
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.
23.04.2024
Рынок автострахования – важнейший компонент автомобильной промышленности – защищает водителей от финансовых потерь из-за аварий, краж и других транспортных проблем. По мере изменения поведения потребителей и развития технологий сектор автострахования претерпевает значительные преобразования. Эти изменения влияют не только на то, как страховые продукты разрабатываются и оцениваются, но также на то, как они продаются. Понимание тенденций, формирующих этот рынок, имеет важное значение для страховщиков, стремящихся оставаться конкурентоспособными, и для потребителей, стремящихся сделать осознанный выбор.
19.04.2024
Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.