Внедрение

Эксперт: Сфера навигационных услуг не имеет общепринятого российского понятийного аппарата

9 Ноября 2021
Эксперт: Сфера навигационных услуг не имеет общепринятого российского понятийного аппарата

Тема использования навигационных технологий на базе ГЛОНАСС для массового потребителя в России – практически вечная. В преамбуле к основополагающему документу – Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» указано назначение системы ГЛОНАСС – «В целях обеспечения массового использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации...».

Олег Слепец, заместитель генерального директора по развитию оператора услуг спутникового мониторинга мобильных объектов с использованием технологий глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS в отраслях народного хозяйства в Орловской области: «Анализ текущего положения в сфере гражданских потребителей ГЛОНАСС в России позволяет утверждать следующее:

1. Сфера навигационных услуг не имеет общепринятого российского понятийного аппарата. Понятия касаются сфер потребителей ГНСС, услуг в сфере навигационной деятельности, пользователей результатов космической деятельности, хотя упоминаются в основных документах гражданские потребители ГЛОНАСС. Но кто это такие – неизвестно. 

2. Нет какой-либо системы структуризации пользователей результатов космической деятельности, навигационных потребителей, потребителей ГЛОНАСС, в т.ч. гражданских. 

3. Отсутствует перечень отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС, хотя в документах идёт их упоминание. 

4. В различных «дорожных картах» нет даже упоминания гражданских потребителей навигационных услуг и системы ГЛОНАСС. 

5. В Федеральной космической программе сегмент услуг для гражданских потребителей ГЛОНАСС отсутствует. 

6. На федеральном уровне отсутствует координация работ по предоставлению услуг в сфере навигационной деятельности для гражданских потребителей. 

7. На региональном уровне и в отраслях экономики в явном виде развитие навигационной деятельности не просматривается, однако – в стратегиях развития отдельных направлений и в стратегиях цифровой трансформации есть пункты или разделы по использованию технологий ГЛОНАСС и развитию навигационных услуг (например – Стратегия пространственного развития, Стратегия развития аэронавигационной системы, Стратегия развития арктической зоны, Стратегия развития морской деятельности, Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» и т.п.)». 


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~zO936
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.