Технологии

Максим Вакштейн: Нужен цифровой инструмент – имитационное моделирование

27 Июня 2025

О проблемах прогнозирования на петербургском Международном экономическом форуме рассказал Максим Вакштейн, генеральный директор Фонда перспективных исследований.

«Мы очень сильно опираемся на прогноз. Без этого никак. Но понятно, что в современном мире этот прогноз не может быть чисто экспертным. Естественно, мы прислушиваемся к экспертам. Мы ещё в 2017 году пришли к выводу, что нужна некая система моделирования. Это должен быть цифровой инструмент, это должно быть имитационное моделирование. Как раз мы поддержали одну из лабораторий на Физтехе, которая смогла такой инструмент создать. По сути, это инструмент генерального конструктора, который смог бы спроектировать облик будущей спутниковой группировки: какой состав, на каких высотах она должна функционировать, какую полезную нагрузку нести. Это крайне ценный, высокоэффективный инструмент, в том числе объективизации и верификации тех идей, которые возникают у учёных, у разработчиков. Это, в частности, одна из технологий, которая была нами поддержана. А сейчас мы с коллегами идём дальше, чтобы вести более глубокое моделирование – в частности, как повлияет конкретная полезная нагрузка на то, например, какую информацию мы будем получать с её помощью для дистанционного зондирования Земли. Будет это какая-то активная фазированная антенная решётка на базе космического аппарата, или оптико-электронная система, это всё можно глубоко промоделировать, не уходя в железо. Это очень важный аспект, на который мы делаем ставку при поддержке коллективов.

Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.

Три примера того, как мы видим развитие соответствующих систем. Первое – то, с помощью чего мы выводим спутники с полезными нагрузками. Совместно с Роскосмосом мы проводили работу по созданию нового двигателя многоразовых запусков. Мы ещё не дошли до конца в этой работе, но это ответ на те вызовы, которые сейчас стоят перед страной. Тема сегодняшней встречи – экономика. Вот, экономика оттуда и рождается. Начиная от многоразовости запусков. В том числе развития сверхлёгкого класса носителей. Стоимость может быть кратно снижена за счёт этих подходов.

Второй аспект – это выбор того, на какие орбиты мы должны выводить. Уже появляются экстремальные, до определённой степени, предложения, что надо выходить на совсем сверхнизкие орбиты – 200 км и ниже. Там возникают такие артефакты, как остаточная атмосфера, и её можно использовать в качестве рабочего тела для двигателей нового поколения, которые будут позволять корректировать траекторию спутников. Это та ниша, в которой может работать Фонд, – попробовать создать то, к чему никто из бизнеса не подошёл – наша роль и место.

Ну и третий аспект – это уже полезная нагрузка, это уже прикладные задачи. Мы считаем, что есть варианты довольно быстрых побед здесь – в части, касающейся связных задач. Уже существуют общепринятые международные протоколы космического 5G. В чём преимущество этого подхода – он не требователен к абонентским устройствам. Не нужно создавать новые – они уже есть, в формате сотового телефона. Это технология Direct to Cell, это дёшево, компактно, это можно поместить на любой, в том числе беспилотный аппарат, и стоимость этого решения – единицы тысяч рублей. Это можно купить на рынке. Наша задача – разработать полезную нагрузку, в частности, активную фазированную антенную решётку, которую можно поставить на спутник, и она будет работать по стандарту 5G. Мы недавно демонстрировали успешные испытания такой системы».

 

Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~yMC6O
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.