Технологии

Томск: Ученые создают альтернативную спутниковой систему навигации

11 Октября 2017
Томск: Ученые создают альтернативную спутниковой систему навигации

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) и НИИ полупроводниковых приборов (НИИПП) разрабатывают интеллектуальный модуль для систем ориентации и навигации транспорта, который позволит определять местоположение и траекторию движения объектов без спутниковых систем типа ГЛОНАСС или иных ГНСС, сообщает пресс-служба ТПУ.

Разрабатываемый автономный модуль можно будет использовать для автомобилей, беспилотных летательных и подводных аппаратов для ориентации их движения без обращения к спутниковым системам.

«Существует потребность в бесспутниковых отечественных системах навигации для транспорта гражданского и специального назначения. К концу 2019 года мы представим образец интеллектуального модуля на основе микроэлектромеханических датчиков, он уже ляжет в основу систем навигации», – сказал доцента кафедры точного приборостроения ТПУ Тамара Нестеренко.

В основе разработки инерциальные датчики: гироскоп и акселерометр фиксируют угловое и линейное движение объекта, а магнитометр определяет стороны света. Зарубежные аналоги, как правило, состоят из трех гироскопов, трех акселерометров и трех магнитометров. «В модуль войдут всего два датчика. Один сочетает функции гироскопа и акселерометра, второй – это магнитометр. Площадь всего модуля будет в пределах нескольких квадратных миллиметров», – отмечает пресс-служба.

Благодаря устройству для беспроводной передачи данных, модуль сможет передавать информацию о перемещениях объекта в пункт управления. Это актуально, например, для сотрудников МЧС. С помощью устройства можно будет отслеживать передвижение пожарных внутри горящих строений.

Резервная система навигации станет незаменимой в том случае, когда связь со спутником невозможна - например, в отдаленных районах, густом лесу, в плотной городской застройке или на подводных глубинах.

Разработка уже защищена пятью патентами, последний получен летом 2017 года. Проект получил поддержку по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на общую сумму 45 миллионов рублей.

Самые актуальные новости и самые интересные материалы о ГЛОНАСС, GPS, Galileo, BeiDou и региональных навигационных системах, а также вопросы законодательства, новые технологии, компании и люди, работающие в области навигационных технологий. 

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~y99EJ
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.