Внедрение

Системного проекта по высокоточной навигации в России пока нет

25 Августа 2017
Системного проекта по высокоточной навигации в России пока нет

Своим мнением по вопросу создания и развития высокоточных сетей спутниковой навигации с журналом «Вестник ГЛОНАСС» делится руководитель аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьёв.

ВГ: На Ваш взгляд, кто и как должен заниматься развитием высокоточной навигации в нашей стране?

АМ: В области спутниковой навигации в нашей стране – несколько серьёзных игроков, являющихся разработчиками, производителями и операторами. Я даже не буду их называть, иначе мы уйдём в сторону рассмотрения роли и места отдельных предприятий и организаций. Давайте сначала определим, какая структура нам нужна в масштабе страны, в целом.

Объединяющим началом является федеральная целевая программа. В целом вектор развития задан, конечно, правильно. Будет новый ГЛОНАСС с новыми сигналами и новыми возможностями. Будут система функциональных дополнений и высокоорбитальный космический комплекс. Работы ведутся, средства выделяются. Есть заказчики и исполнители, генеральный и главные конструктора. Есть те, кто строят перспективную систему высокоточной навигации. Пора ставить вопрос о системном проекте.

Ранее уже неоднократно проводились системные исследования такой структуры, как единая система координатно-временного и навигационного обеспечения. Предлагаемые при этом конструкции-монстры оказались нежизнеспособны. Мы пользуемся некоторыми выводами этих исследований, но не более того. Руководством для действия они не стали.

Есть ряд исследований, посвящённых определению функций тех или иных операторов в данной области. Рассматривались операторы разных уровней: федерального, регионального, отраслевого, специализированного. Получались красивые схемы организационных структур, сулящих ту или иную выгоду, в основном финансовую, и уже на втором плане – техническую. Поэтому продвижение таких структур либо стопорилось, либо вырождалось в избитые элементарные системы мониторинга транспорта. Это был даже не этап развития техники, а этап развития моды. И этот процесс ещё далеко не закончен. До сих пор продолжается рождение новых систем мониторинга, в который раз дублирующих своих предшественников, только в иной красочной упаковке обновлённых функций.

Пожалуй, наибольший интерес среди прикладных навигационных систем представляет ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом, хотя «ЭРА-ГЛОНАСС» – это важная идея, но она лишь верхушка айсберга применения навигационных технологий.

В сущности, применение передовых навигационных технологий в навигационно-информационных системах ещё и не началось. Правда, есть предпосылки и первый опыт. Есть системы мониторинга конструкций. Это высокоточные стационарные системы. Однако они используют иностранную аппаратуру.

Есть уже системы третьего поколения (по классификации, введённой ГОСТ Р 55537-2013), использующие высокоточные терминалы-роверы, взаимодействующие с базовыми станциями, как внешними, так и входящими в состав систем, а также имеющими в своём составе аппаратуру мониторинга условий навигации. Такие навигационно-информационные системы могут рассматриваться в качестве основы для перспективных локальных и региональных структур высокоточной навигации.

Самые актуальные новости и самые интересные материалы о ГЛОНАСС, GPS, Galileo, BeiDou и региональных навигационных системах, а также вопросы законодательства, новые технологии, компании и люди, работающие в области навигационных технологий. 

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~xufdB
03.05.2024
Ключевые результаты экспериментов показали, что этот гибридный подход может обеспечить точность позиционирования, сравнимую с точностью позиционирования только с помощью ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo), обеспечивая резервирование и устойчивость в сложных условиях, где одной только ГНСС недостаточно.
02.05.2024
Нарастают угрозы: от конкурирующих противников, борющихся за превосходство, до космических помех, спуфинга и глушения. ГНСС с момента своего создания претерпели значительную эволюцию, причём каждая итерация представляет собой значительный прогресс в технологиях и возможностях.
27.04.2024
Вопросы популяризации сервисов и услуг на основе системы ГЛОНАСС в странах Евразийского экономического союза обсудили представители Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и Евразийской экономической комиссии. Встреча прошла на полях международного форуму «Автонет».
27.04.2024
Беспилотные автомобили, также известные как автономные транспортные средства (AV), оснащены необычными датчиками, камерами и сверхумным искусственным интеллектом (ИИ), и всё это позволяет им самостоятельно перемещаться по дорогам.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.