Технологии

США хотят вернуть себе космическое лидерство привлекая частный сектор

18 Апреля 2024
США хотят вернуть себе космическое лидерство привлекая частный сектор

Космические силы США (USSF) опубликовали первый в своём роде коммерческий план, который будет определять сотрудничество военной отрасли с растущей космической отраслью. Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.

В последние годы мировая космическая отрасль пережила экспоненциальный рост: стоимость космической экономики выросла до $447 млрд в 2020 году, что на 55% больше, чем десять лет назад. Этот рост был обусловлен сочетанием факторов, включая снижение затрат на запуски, достижения в области спутниковых технологий и увеличение частных инвестиций. Коммерциализация космоса открыла новые возможности как для авторитетных аэрокосмических компаний, так и для новых стартапов, что привело к распространению новых космических продуктов и услуг.

Однако такое быстрое расширение также принесло с собой новые проблемы. Поскольку число активных спутников на орбите, как ожидается, утроится в течение следующего десятилетия, риск столкновений и накопления космического мусора становится серьёзной проблемой. Более того, растущая зависимость от космических средств для военного, гражданского и коммерческого применения сделала космическую сферу потенциальным полем битвы в будущих конфликтах. Китай и Россия разработали средства, предназначенные для нарушения, деградации или уничтожения космических систем США, что подчёркивает необходимость адаптации Космических сил к этому меняющемуся ландшафту угроз.

Коммерческая космическая стратегия представляет собой сдвиг парадигмы в том, как военная отрасль подходит к приобретению и интеграции космических возможностей. Исторически Министерство обороны (МО) полагалось в первую очередь на принадлежащие и эксплуатируемые государством космические системы, которые часто являются дорогостоящими, требуют много времени для разработки и уязвимы для атак из-за их ограниченного количества. Сотрудничая с коммерческим сектором, Космические силы стремятся воспользоваться быстрыми инновационными циклами, экономической эффективностью и масштабируемостью частной промышленности для улучшения своей космической архитектуры.

В стратегии обозначено несколько ключевых областей, в которых коммерческие возможности могут быть использованы для поддержки миссий ВМС США. К ним относятся спутниковая связь, осведомлённость о космической сфере, доступ в космос и логистика, разведка, наблюдение и рекогносцировка, мониторинг окружающей среды, а также позиционирование, навигация и синхронизация. Интегрируя коммерческие решения в эти области миссий, Космические силы могут повысить свой потенциал, устойчивость и реагирование на развивающиеся угрозы.

Одним из примеров такого подхода является структура коммерческого резерва дополнительного пространства (CASR), которая позволяет заключать заранее согласованные контракты с коммерческими поставщиками на резервную мощность и возможности военного времени. Это гарантирует, что Космические силы смогут быстро получить доступ к дополнительным ресурсам без необходимости владеть и обслуживать большой парк правительственных спутников.

Космические силы стремятся предоставлять чёткие указания относительно своих требований и приоритетов, а также поддерживать открытый диалог с коммерческим сектором, чтобы быть в курсе новых технологий и рыночных тенденций.

Чтобы облегчить это сотрудничество, Космические силы создали несколько ключевых инициатив, таких как коммерческое космическое управление (COMSO) и ячейка совместных коммерческих операций (JCO).

Также предполагается решать проблему адаптации процессов приобретения, чтобы лучше соответствовать быстрым темпам коммерческих инноваций. Это включает в себя оптимизацию процедур заключения контрактов, принятие коммерческих стандартов и интерфейсов, где это необходимо, а также изучение новых бизнес-моделей, таких как покупка спутниковой связи как услуги, а не владение и эксплуатация самой инфраструктуры.

Хотя интеграция коммерческих космических возможностей даёт значительные преимущества, она также создает уникальные риски и проблемы. Одной из ключевых проблем является потенциальная уязвимость коммерческих систем к киберугрозам и физическим атакам.

Ещё одна проблема – необходимость сбалансировать преимущества коммерческой интеграции с важностью поддержания прочной отечественной промышленной базы. Космические силы должны гарантировать, что их партнёрство с частным сектором не приведёт к чрезмерной зависимости от одного поставщика или решения, что может создать стратегическую уязвимость. Вместо этого поставлена задача способствовать развитию разнообразного и конкурентного рынка, который поощряет инновации и снижает риски в цепочке поставок.

Наконец, USSF, согласно плану, должны будут ориентироваться в сложной правовой и нормативной среде, окружающей коммерческую космическую деятельность. Это включает в себя обеспечение того, чтобы использование коммерческих возможностей соответствовало международным нормам и стандартам, а также внутренним законам и постановлениям, регулирующим такие вопросы, как экспортный контроль, лицензирование и ответственность.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~xaMYc
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.