Технологии

Китай развивает лунную инфраструктуру

12 Февраля 2024
Китай развивает лунную инфраструктуру

Китай готовится запустить пару лунных экспериментальных технологических спутников для поддержки исследований Луны.

Космические аппараты Tiandu-1 и Tiandu-2 должны быть запущены вместе с Queqiao-2, лунным спутником – ретранслятором связи для поддержки предстоящих миссий «Чанъэ» на обратной стороне Луны и южном полюсе.

«Тианду-1» и «Тианду-2» полетят синхронно на лунную орбиту и проведут испытания для проверки навигационных и коммуникационных технологий. Испытания будут включать методы лазерной локации «спутник-земля» и межспутниковой микроволновой локации.

Цель спутников — предоставить информацию для разработки предлагаемой Китаем лунной навигационной и коммуникационной группировки «Цюэцяо» (Queqiao). Эта система будет обеспечивать вспомогательные услуги для операций на поверхности Луны. Роботизированные и пилотируемые операции на Луне, особенно на южном полюсе Луны (области повышенного интереса) или на обратной стороне Луны, сталкиваются с ограничениями связи в пределах прямой видимости.

Лунные созвездия, включая службы позиционирования, навигации и синхронизации, планируются и другими космическими державами. Эти системы столкнутся с проблемами, включая коммуникацию как с наземными станциями на Земле, так и с лунной поверхностью, интеграцию навигации и связи, поддержание межспутниковых связей и более суровую солнечную радиацию.

Однако ранние представления о созвездии в Китае предусматривали более широкую систему космических кораблей, размещённых в окололунном пространстве и точках Лагранжа Земля-Луна, которые затем расширяются, образуя межпланетные промежуточные станции.

Первые испытания «Тианду» являются частью строительства инфраструктуры для поддержки возглавляемой Китаем Международной лунной исследовательской станции (ILRS). Этот проект направлен на создание лунной базы в 2030-х годах, и DSEL (Лаборатория исследования дальнего космоса Китая) активно привлекает международных партнёров. Китай также намерен отправить пару астронавтов на Луну до 2030 года.

Создание лунной инфраструктуры может предоставить разработчику возможность расширить возможности космического сотрудничества, мягкую силу и космическое лидерство. В прошлом году высокопоставленный китайский космический чиновник призвал страну ускорить реализацию планов по развитию лунной инфраструктуры, иначе она упустит уникальную возможность.

Китай всерьёз занялся развитием лунной инфраструктуры. У страны есть спутник, вращающийся вокруг точки Лагранжа Земля-Луна 2, в десятках тысяч километров от Луны. Миссия 2018 года поддержала миссию посадочного модуля и лунохода на обратной стороне Луны «Чанъэ-4» (Chang’e-4).

Миссия «Цюэцяо-2» будет работать на замороженных (высокостабильных) эллиптических орбитах для поддержки миссий «Чаньэ-4, 6, 7 и 8». Спутники «Тианду» станут предшественниками более крупной системы.

61-килограммовый «Тианду-1» несёт на себе полезную нагрузку двухдиапазонной интегрированной связи «Ка», лазерный ретрорефлектор, космический маршрутизатор и другую полезную нагрузку. 15-килограммовый «Тианду-2» несёт на себе полезную нагрузку связи.

И «Цюэцяо-2», и – отдельно – пара «Тианду» прибыли в Вэньчан в последние дни. Многоцелевой зонд «Чанъэ-6» был доставлен в начале января. Последний будет запущен на ракете Long March 5.

Государственные СМИ Китая сообщают, что запуск спутников «Цюэцяо-2» и «Тианду» состоится в первой половине года. Однако запуск ракеты Long March 8 с прибрежного космодрома Вэньчан ожидается уже в феврале или марте. Это даст время для ввода в эксплуатацию «Цюэцяо-2» перед запуском миссии по возврату образцов с обратной стороны Луны «Чанъэ-6» примерно в мае.

Спутники «Тианду» выйдут на транслунную орбиту вместе с «Цюэцяо-2». Затем они выполнят окололунный манёвр торможения, чтобы выйти на большую эллиптическую лунную орбиту, сообщил Чэнь Сяо, главный командир испытательного спутника навигационных технологий «Тианду» в Лаборатории исследования дальнего космоса Китая (DSEL).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~smhhw
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.