Технологии

Эксперт: Создание заводов по производству спутников на орбите Земли поможет решить проблему космического мусора

29 Ноября 2021
Эксперт: Создание заводов по производству спутников на орбите Земли поможет решить проблему космического мусора

В связи с планами по созданию многоспутниковых орбитальных группировок, международное сообщество должно активно заняться решением проблемы космического мусора. Одним из возможных путей решения данной проблемы может стать создание фабрик про производству новых космических аппаратов прямо на орбите Земли. Об этом заявил в разговоре с журналом «Вестник ГЛОНАСС» директор АНО «Аналитических центр» «Аэронет»  (Инфраструктурный центр), президент «Московского Космического Клуба» Сергей Жуков. 

«Сегодня, по моим данным, порядка 6 тысяч тонн мертвых спутников и достаточно крупных обломков вращается вокруг Земли. Каждое столкновение приводит к лавинообразному увеличению числа осколков. Опасность очевидна», - сказал эксперт.

Он пояснил, что если на низких орбитах, ниже орбиты МКС, спутники или осколки постепенно снижаются и затем сгорают в плотных слоях атмосферы, то спутники или обломки на высоте около 400 км сходят с орбиты уже гораздо медленней. А на орбите порядок 750-800 км спутники могут вращаться сотнями лет. И если там происходят столкновения, то осколочные поля представляют опасность и спускаются крайне медленно. 

«Задача освоения орбиты состоит уже в том, чтобы учитывать этот фактор. Во-первых оснащать спутники двигателями, чтобы сводить их с орбиты, в то время, когда они уже «умирают», срок активного существования заканчивается, либо уводить их выше на орбиты так называемого «захоронения». 

Другая задача состоит в том, чтобы использовать этот космический мусор. Не просто его убирать, а использовать прямо на орбите», - сказал Сергей Жуков.

Собеседник журнала напомнил, что так называемый космический мусор представляет из себя ценные весьма дорогостоящие материалы. Кроме того, большие деньги были вложены на выведение спутников. «Отсюда обсуждалась задача, я участвовал в таких обсуждениях, по созданию орбитальных заводов, на определенных орбитах», - отметил он.

Согласно предлагаемым концепциям, планируется иметь флот небольших космических аппаратов, которые могли бы захватывать некооперированные обломки или большие спутники, приводить их на орбитальную базу, там перемалывать, перерабатывать и методом аддитивных технологий создавать новые конструкции, которые можно было бы в дальнейшем насыщать электроникой и запускать заново. 

«Здесь мне видится начало большой междисциплинарной сферы деятельности. Этим надо заниматься очень активно. Задача совсем не простая, не тривиальная. Начиная с того, что поперечные маневры с одного наклонения на другое являются крайне энергоемкими, и заканчивая тем, что некооперированные аппараты крайне сложно захватывать, это само по себе является сложной инженерной задачей. Кроме того, возникают вопросы, связанные с владением аппаратов - нельзя захватывать «мертвый» спутник другой страны, даже если он уже не работает, но если нет соответствующих соглашений», - сказал Сергей Жуков.

Согласно прогнозу специалистов, проблема космического мусора обострится при реализации планов по созданию многоспутниковых орбитальных группировок. Так в настоящее время американская компания SpaceX реализует проект по созданию сети Starlink для обеспечения доступа в интернет за счет развертывания на орбите большого количества малых аппаратов массой до 500 кг. По оценке SpaceX, запуск в общей сложности 11 тыс. спутников и ввод их в эксплуатацию обойдутся в 10 млрд долларов. С мая 2019 года в космос уже доставлены 1 565 микроспутников.

В свою очередь Россия и Европа также разрабатывают проекты по выведению многоспутниковых орбитальных группировок. Российская программа «Сфера» предполагает выведение порядка 600 спутников до 2030 года.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~romPg
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.