Технологии

Эксперт: Создание заводов по производству спутников на орбите Земли поможет решить проблему космического мусора

29 Ноября 2021
Эксперт: Создание заводов по производству спутников на орбите Земли поможет решить проблему космического мусора

В связи с планами по созданию многоспутниковых орбитальных группировок, международное сообщество должно активно заняться решением проблемы космического мусора. Одним из возможных путей решения данной проблемы может стать создание фабрик про производству новых космических аппаратов прямо на орбите Земли. Об этом заявил в разговоре с журналом «Вестник ГЛОНАСС» директор АНО «Аналитических центр» «Аэронет»  (Инфраструктурный центр), президент «Московского Космического Клуба» Сергей Жуков. 

«Сегодня, по моим данным, порядка 6 тысяч тонн мертвых спутников и достаточно крупных обломков вращается вокруг Земли. Каждое столкновение приводит к лавинообразному увеличению числа осколков. Опасность очевидна», - сказал эксперт.

Он пояснил, что если на низких орбитах, ниже орбиты МКС, спутники или осколки постепенно снижаются и затем сгорают в плотных слоях атмосферы, то спутники или обломки на высоте около 400 км сходят с орбиты уже гораздо медленней. А на орбите порядок 750-800 км спутники могут вращаться сотнями лет. И если там происходят столкновения, то осколочные поля представляют опасность и спускаются крайне медленно. 

«Задача освоения орбиты состоит уже в том, чтобы учитывать этот фактор. Во-первых оснащать спутники двигателями, чтобы сводить их с орбиты, в то время, когда они уже «умирают», срок активного существования заканчивается, либо уводить их выше на орбиты так называемого «захоронения». 

Другая задача состоит в том, чтобы использовать этот космический мусор. Не просто его убирать, а использовать прямо на орбите», - сказал Сергей Жуков.

Собеседник журнала напомнил, что так называемый космический мусор представляет из себя ценные весьма дорогостоящие материалы. Кроме того, большие деньги были вложены на выведение спутников. «Отсюда обсуждалась задача, я участвовал в таких обсуждениях, по созданию орбитальных заводов, на определенных орбитах», - отметил он.

Согласно предлагаемым концепциям, планируется иметь флот небольших космических аппаратов, которые могли бы захватывать некооперированные обломки или большие спутники, приводить их на орбитальную базу, там перемалывать, перерабатывать и методом аддитивных технологий создавать новые конструкции, которые можно было бы в дальнейшем насыщать электроникой и запускать заново. 

«Здесь мне видится начало большой междисциплинарной сферы деятельности. Этим надо заниматься очень активно. Задача совсем не простая, не тривиальная. Начиная с того, что поперечные маневры с одного наклонения на другое являются крайне энергоемкими, и заканчивая тем, что некооперированные аппараты крайне сложно захватывать, это само по себе является сложной инженерной задачей. Кроме того, возникают вопросы, связанные с владением аппаратов - нельзя захватывать «мертвый» спутник другой страны, даже если он уже не работает, но если нет соответствующих соглашений», - сказал Сергей Жуков.

Согласно прогнозу специалистов, проблема космического мусора обострится при реализации планов по созданию многоспутниковых орбитальных группировок. Так в настоящее время американская компания SpaceX реализует проект по созданию сети Starlink для обеспечения доступа в интернет за счет развертывания на орбите большого количества малых аппаратов массой до 500 кг. По оценке SpaceX, запуск в общей сложности 11 тыс. спутников и ввод их в эксплуатацию обойдутся в 10 млрд долларов. С мая 2019 года в космос уже доставлены 1 565 микроспутников.

В свою очередь Россия и Европа также разрабатывают проекты по выведению многоспутниковых орбитальных группировок. Российская программа «Сфера» предполагает выведение порядка 600 спутников до 2030 года.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~romPg
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.