Европейской Директивой об интеллектуальных транспортных системах не довольны велосепидисты

В декабре прошлого года Комиссия ЕвроСоюза опубликовала список политических мер под общим заголовком «Зелёная и эффективная мобильность». Сообщества велосипедистов в целом пришли к выводу, что большая часть пакета была очень положительной для велоспорта, однако один ключевой документ, похоже, напрочь не соответствует остальным публикациям.
Первый обзор Директивы об интеллектуальных транспортных системах с 2010 года – это возможность установить новую основу для цифровых транспортных услуг, мультимодальности, совместной мобильности и инноваций, таких как подключённые и автоматизированные транспортные средства. Проведённый торговой ассоциацией CIE (велосипедные индустрии Европы) анализ предложенных изменений, опубликованных 14 декабря, показывает, что формулировка и цель Директивы изменились в желательном направлении, но предлагаемые действия не соответствуют тому, что необходимо, даже не соответствуя другим мерам ITS (интеллектуальных транспортных систем), опубликованным в Пакете «Городская мобильность».
Комиссия обозначила необходимость изменений в своём предложении, заявив следующее: «Стратегия ясна: чтобы сделать транспорт действительно более устойчивым, нам необходимо обеспечить эффективную и бесшовную мультимодальность, используя наиболее действенный способ для каждого этапа», и «автопарки с нулевым уровнем выбросов не должны приводить к пробкам на дорогах». Принципы, по которым будут разрабатываться стандарты ITS, также включают безопасность и равный доступ для уязвимых участников дорожного движения, что является положительным моментом.
Пакет «Городская мобильность», опубликованный вместе с обзором Директивы по ITS, также определяет обширные потребности и возможности для услуг передачи данных, мультимодальности, обмена информацией и контроля доступа, которые могут помочь освоить езду на велосипеде в городах и могут быть поддержаны инструментами ITS.
Однако когда дело доходит до самой пересмотренной Директивы по ITS, отсутствие обязательных требований означает, что цели пересмотра и меры в Пакете городской мобильности не являются обязательными для национальных правительств, поэтому имеют меньший приоритет.
Только сбор дорожных данных для моторизованных транспортных сетей будет обязательным для всех государств-членов ЕС, а данные о велосипедах и пешеходах даже не упоминаются. CIE приветствует объявление о том, что все соединения общественного транспорта в ЕС должны предоставлять информацию о доступе для людей с ограниченной подвижностью, но это оставляет миллионы поездок, не охватываемых общеевропейской информацией.
Список спецификаций для стандартов, которые должны использоваться поставщиками услуг ITS, выглядит более строгим, со многими упоминаниями о мультимодальных поездках, данных и услугах, например, «Спецификации для мультимодальных услуг цифровой мобильности в масштабах ЕС, а также информации о дорожном движении и навигационных услуг», но очень тщательное изучение вызывает опасения, что многие ссылки могут быть истолкованы только как моторизованный транспорт и общественный транспорт; явные ссылки на активную мобильность придали бы больше уверенности.
Подключенная, совместная и автоматизированная мобильность (CCAM) упоминается в документах и определяется как приоритетная область с новыми инициативами по подготовке почвы для автоматизации. Эксперты велосипедной индустрии вносят свой вклад в программу исследований безопасности VRU в рамках исследовательских программ CCAM, что даёт надежду на положительные результаты. Но, опять же, в самой редакции Директивы ITS отсутствовали какие-либо ссылки на стандарты для защиты велосипедистов или более широкого сообщества уязвимых участников дорожного движения; большинство мер безопасности касаются только безопасности водителей и последствий нарушения дорожного движения.
Кевин Мейн, генеральный директор CIE, ответил на анализ: «Я бы назвал текущую ситуацию запутанной. Мы призвали к тому, чтобы ITS в ЕС отражали потребности современной мобильности, и некоторые слова, кажется, поддерживают эти цели. Но когда мы рассматриваем детали, кажется, что сама пересмотренная Директива не даёт необходимого чёткого руководства. Мы приветствуем позитивные шаги, но нам, безусловно, придётся продолжать нашу пропаганду, чтобы действия ЕС в отношении ITS были объединены с его целями в отношении городской мобильности, климата, заторов и безопасности дорожного движения».
CIE и партнёры будут продолжать работать с Комиссией и информировать её о необходимости всестороннего включения велосипедного движения в ITS и другие рамки политики, помогая Комиссии достичь своих целей по более экологичной и эффективной мобильности.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал