Технологии

Россия разрабатывает требования к автономным надводным судам

1 Марта 2021
Россия разрабатывает требования к автономным надводным судам

Российский морской регистр судоходства (РС) подготовил проект требований к морским автономным и дистанционно управляемым надводным судам (МАНС), к их системам и обеспечивающей их движение инфраструктуре. Соответствующие материалы опубликованы в официальном научно-техническом сборнике. 

В материалах отмечается, что специалисты начали работу над данным проектом в 2019 году. Актуальность обусловлена стремительным развитием технических возможностей дистанционного и автоматического управления судовыми системами и судами в целом.

«В результате были определены принципы и подходы к разработке проекта требований РС для нового типа судов, которые будут обладать: большей грузоподъемностью (за счет объемов, необходимых для жизнедеятельности экипажа); более низкими эксплуатационными расходами (за счет снижения расходов на экипаж), пониженной аварийностью (из-за отсутствия человеческого фактора, приводящего к ошибкам); измененными набором, составом и компоновкой традиционных систем судна (в связи с отсутствием возможности проводить ремонт на переходе из-за отсутствия экипажа)», - говорится в документе.

Согласно опубликованным требованиям Российского морского регистра судоходства к автономным судам и их системам, область применения автономных судов предложено пока ограничить грузовыми судами (грузовое судно — любое судно, не являющееся пассажирским). Также предлагается присвоить новый знак символ класса, это повысит требования к объему и глубине оценки для получения одобрения классификационного общества.

Специалисты предлагают участвовать Регистру морского судоходства в процессе проектирования автономных судов. «Идея применить этот принцип исходит из желания максимально сократить время на разработку и сертификацию новой технологии. Имея в виду инерционность процесса, представляется целесообразным как можно более активное участие РС в проектировании <…> Возможно, что рекомендации по привлечению РС в процесс проектирования, не только будут способствовать ускорению и повышению качества оценки, но и будут дополнительным конкурентным преимуществом РС на рынке классификационной деятельности», - отмечается в документе.

Регистр судоходств также определил требования к системам автономного судна, в основу которых положено представление о пяти основных модулях системы управления:

1) модуле определения (и при необходимости отображения) положения целей вокруг собственного судна. Определение производится на базе данных оптического, акустического, радиолокационного наблюдения, а также на базе поступающих данных от систем идентификации окружающих судов, центра управления;

2) модуле определения положения собственного судна на основе оптического, радиолокационного, спутникового наблюдения (и при необходимости отображения), а также данных, поступающих от разграничивающей движение разметки и центра управления;

3) модуле определения параметров корпуса и его положения (осадки, крена, дифферента);

4) модуле прогнозирования и безопасного расхождения судов;

5) модуле управления упорами, входящего в систему искусственного интеллекта энергетической установки, обеспечивающего маневрирование.

«Все основные модули системы автономного и дистанционно управляемого и судна в перспективе должны обеспечиваться глобальной, непрерывной, устойчивой, защищенной и автоматической связью для цифрового обмена данными (при сохранении существующих и не выведенных из эксплуатации коммуникационных технологий)», - подчеркивается в документе.

В настоящее время в России ведутся несколько проектов по беспилотным судам: опытно-конструкторские работы (ОКР) «Искатель», ОКР «Аркадак», ОКР «Свислочь», проектов «Lookout — Smart Vessel» и «БП-морфометр». Также разработан проект дорожной карты «Маринет» НТИ «Создание технологической платформы для разработки технологий безэкипажного судовождения (БЭС) методом компьютерного моделирования в виртуальной среде».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~qx6rn
20.03.2024
Сотрудники Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ разработали высокочастностный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала. Новинку предполагается использовать в низкоорбитальных малы спутниках навигации, связи и дистанционного зондирования Земли.
18.03.2024
Холдинг «Росэлектроника» начал выпуск линейки электронных и электротехнических модулей управления для легких дронов, наземных, подводных и надводных беспилотников. Об этом сообщает Ростех.
15.03.2024
Ученые Сибирского федерального университета разработали высокоточную систему на базе ГЛОНАСС для мониторинга опасных объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе университета.
14.03.2024
Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.