Технологии

Ожидать полностью отечественных спутников «Глонасс» раньше 2030 года не стоит

21 Декабря 2023
Ожидать полностью отечественных спутников «Глонасс» раньше 2030 года не стоит

Сегодня российская промышленность работает над импортозамещением электронно-компонентной базы навигационных спутников системы ГЛОНАСС. Полностью перейти на отечественные комплектующие планируется к 2030 году. Об этом заявил во время общего собрания членов Российской академии наук рассказал академик Николай Тестоедов.

«Общая проблема производства любой сложной техники, в том числе спутников «Глонасс» ― ограничение поставок электронно-компонентной базы из-за рубежа. До 2014 года, когда были введены первые санкционные ограничения, доля импорта доходила у нас до 42% <...> Мероприятия по импортозамещению рассчитаны у нас к 2030 году с переходом на 100% отечественное производство. А почему так долго? Все же понятно! Только когда в 2014 году озаботились импортозамещением, пересмотрели состав всех приборов спутников, оказалось, что там 6 тысяч (!) номиналов электронно-компонентной базы импортного производства. Поэтому была проведена большая работа по унификации различной аппаратуры. Сейчас она воплощается в конкретные группировки», - сказал он.

Как отметил академик, с 2025 года предполагается запуск модернизированных спутников «Глонасс-К2» в импортозамещаемом варианте. Модернизированные навигационные космические аппараты будут многофункциональными, то есть с набором всех разработанных ранее дополнительных к навигации задач. «Эти многофункциональные аппараты будут производиться и далее, модифицируясь, например, по составу навигационных сигналов и обеспечению региональных зон с повышенной до 20 Дб мощностью навигационного сигнала. Эти спутники позволят создавать локальные зоны навигации с сигналом в сто раз более мощным, чем стандартный, тем самым обеспечивая повышение помехоустойчивости», ― сказал Николай Тестоедов.  

По состоянию на сегодняшний день в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС функционируют 26 спутников. Из них по целевому назначению используются 24 навигационных аппарата, 2 - на этапе летных испытаний. Система обеспечивает глобальное покрытие Земли навигационными сигналами.

Сегодня основу навигационного созвездия составляют спутник «Глонасс-М». В декабре 2023 года исполнилось 20 лет, как эти космические аппараты работают на орбите. Первый запуск спутника «Глонасс-М» состоялся 10 декабря 2003 года. С его выводом на орбиту началась новая эпоха в развитии Глобальной навигационной спутниковой системы. Орбитальная группировка на основе модернизированных навигационных космических аппаратов позволила улучшить качество работы системы ГЛОНАСС и на порядок повысить точность навигационных определений.

В ходе эксплуатации спутников «Глонасс-М» на их борту получили лётную квалификацию многие приборы и технологии в интересах дальнейшего развития спутниковой навигации в России.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pcy8V
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.