Технологии

К 100-летнему юбилею Михаила Решетнёва

8 Ноября 2024
К 100-летнему юбилею Михаила Решетнёва

Век назад, 10 ноября 1924 года, в небольшом селе Одесской губернии Украинской ССР родился будущий великий ученый, инженер-конструктор, один из основоположников отечественной космонавтики Михаил Фёдорович Решетнёв.

Он стал учеником и сподвижником главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Павловича Королёва. Под его руководством и с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем.

Юность Михаила Фёдоровича пришлась на годы Великой Отечественной войны. В 17 лет он ушел на фронт. После прохождения курсов Серпуховской военной школы авиационных механиков служил в 26-м запасном истребительном полку, готовил самолеты к вылету.

Высшее образование Решетнёв завершил уже после войны. В 1950 году он с отличием окончил Московский авиационный институт. После этого юный специалист был распределен в отдел Сергея Королёва и пришёл в ОКБ-1 инженером, а в 1958 году стал заместителем главного конструктора.

Королёв приметил толкового инженера с первых дней его прихода в ОКБ. Тот умел работать и рассуждать, как рассуждают сильные люди. Сергей Павлович любил людей интеллектуального склада ума, творческих, способных не только найти кардинальные решения научных, технических, организационных и других проблем, но и взять на себя ответственность. Все это он увидел в молодом Решетнёве.

Именно Королёв предложил 35-летнему талантливому инженеру возглавить восточный филиал ОКБ-1 в Сибири, в городе Красноярске-26. Современники Решетнёва отмечали важнейшую его черту – умение масштабно, по-государственному мыслить и действовать. Он обладал обостренным чувством ответственности за порученное ему дело. Михаил Фёдорович умел увлечь и сплотить людей для решения грандиозных задач государственного масштаба.

mfr-5.999f1b9765a7b47928199e7898e4cb464299.jpg

На начальном этапе перед командой сибиряков была поставлена задача приспособить конструкторскую документацию по ракете Р-14 к производству в Красноярске-26 и сделать серию ракет. Первую партию одноступенчатых баллистических ракет средней дальности собирали и проверяли в новых цехах.

В 1962 году молодой конструкторский коллектив занялся проектом создания ракеты-носителя лёгкого класса. Под руководством Решетнёва была завершена разработка универсальной ракеты-носителя «Космос» на основе боевой баллистической ракеты Р-14. В августе 1964 года с её помощью были выведены на орбиту первые спутники сибирского ОКБ-10, «Стрела-1».

Обладая стратегическим мышлением, Михаил Фёдорович понимал, что за спутниковыми системами будущее. Поэтому вслед за первыми связными аппаратами под его руководством были созданы и выведены на орбиту более сложные и функциональные «Молнии» (в 1967 году), а затем навигационные, геодезические, ретрансляционные, поисково-спасательные спутники.

Благодаря, в том числе, работе Решетнёва, наша страна освоила самую востребованную в космической связи геостационарную орбиту. Усилиями его коллектива был создан первый в мире спутник телевещания «Экран». Геостационарные космические аппараты «Радуга» и «Горизонт» также стали основой отечественной орбитальной группировки связи.

Вершиной в конструкторской и научной карьере Михаила Решетнёва считается глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Процесс ее создания начался в 1976 году. Проект стал продолжением развития другой отечественной навигационной спутниковой системы конструкторского бюро Решетнёва – «Циклон». Летные испытания высокоорбитальной отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС были начаты в октябре 1982 года. Тогда был запущен спутник «Космос-1413». Система была принята в опытную эксплуатацию в 1993 году, а в 1995 году развернута в полном составе из 24 спутников «Глонасс» 1-го поколения.

Решетнёв сумел вывести вверенное ему конструкторское бюро на высокий уровень в области создания ракетно-космической техники. Он руководил предприятием почти 37 лет. С 1959 по 1996 годы на орбиту было запущено около тысячи спутников, созданных его коллективом.

На сибирском предприятии была создана мощная производственно-испытательная база. Вполне закономерно, что с таким кадровым и технологическим потенциалом Решетнёвская фирма первой в России вышла на международный рынок спутников связи.

Михаил Фёдорович всегда уделял большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. В 1989 году он организовал и возглавил базовую кафедру для новой специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки» в Сибирском госуниверситете.

Умер выдающийся советский и российский ученый в январе 1996 года в ставшем ему уже родным Железногорске.

af4c96127086405.613c3b2948c75.png

Сегодня имя Михаила Фёдоровича Решетнёва носит созданное некогда им предприятие АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва». Кроме того, в его честь названы: Лицей № 102 им. М. Ф. Решетнёва, улица и площадь в городе Железногорске Красноярского края, а также Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. В 2000 году имя Решетнева присвоено малой планете № 7046 Reshetnev (1977 QG2).

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pQoMS
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.