Много непонятного в прохождении и принятии навигационного закона
Среди «навигационных» итогов уходящего года одно из главных мест занимает вступивший в силу 17 августа Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О навигационной деятельности”», давший весьма богатую почву для размышлений и сомнений.
Согласно Плану законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год, 35-ФЗ должен был внести изменения в 22-ФЗ («О навигационной деятельности») 2009 года в части наделения Минобороны «полномочием по установлению требований к морским навигационным руководствам и пособиям, их созданию, обновлению и предоставлению права их использования». Что же вызвало сомнения?
Как и положено, текст разработанного в недрах Минобороны проекта закона был размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru), где в кратком описании проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, указывалось, что «отсутствие установленного порядка предоставления морских навигационных руководств и пособий создаёт неопределённость в сроках получения и порядке оплаты морских навигационных руководств и пособий заинтересованными федеральными органами исполнительной власти».
Однако юристы, профессионально занимающиеся правовыми вопросами навигации, к своему удивлению, не нашли на портале никаких материалов, связанных с обсуждением законопроекта. Между тем текст проекта закона, размещённого на портале, отличается от того, что был представлен в Государственную Думу 15 сентября 2022 г, и местами существенно.
Правок текста законопроекта при обсуждении его в палатах Федерального Собрания не было, за исключением перестановки некоторых слов в определении морских навигационных пособий, не повлиявших на суть дефиниции. Замечаний концептуального и юридико-технического характера законопроекту от Правового управления Думы, как указано в заключениях последнего, не имелось. Правое управление Аппарата Совета Федерации подтвердило, что законопроект соответствует Конституции РФ и согласуется с системой федерального законодательства. По результатам проведённой Управлением антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы, как утверждается, выявлены не были. Далее, 17.02.2023, закон подписан Президентом РФ.
Идём дальше. В течение полугода, которые должны были пройти от подписания до вступления закона в силу, под него должно было быть принято три подзаконных нормативных акта:
1. Постановление Правительства РФ «Об определении размера вознаграждения за использование морских навигационных пособий»;
2. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления морских навигационных пособий»;
3. Приказ министра обороны Российской Федерации «Об установлении состава и содержания документов, включаемых в морские навигационные пособия».
По словам специалиста по навигационному законодательству К.И. Рейтора, «из них пока имеем только один утверждённый и другой в проекте с кучей вопросов к ним. Про 3-й, кажется, уже и забыли».
Никто из юристов не видел Пояснительной записки к законопроекту. Между тем Регламент Госдумы предписывает, что законопроект должен сопровождаться пояснительной запиской, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости его принятия.
На этом странности, связанные с принятием 35-ФЗ, не кончаются. Более подробно о данной правовой коллизии читайте в статье К.И. Рейтора в свежих выпусках журнала «Вестник ГЛОНАСС».