Компании

ЭРА-ГЛОНАСС приступает к опытной эксплуатации. Часть 2

9 Декабря 2013
Закончился испытательный период самого крупного российского навигационного проекта - "ЭРА-ГЛОНАСС". О программе испытаний системы экстренного реагирования при авариях, других перспективных навигационно-информационных проектах в интервью "ВГ" рассказал Президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, Александр ГУРКО

<<< Часть 1

- Была информация, что Минтранс России хочет стать и оператором услуг по "ЭРА-ГЛОНАСС".

- Не сам Минтранс, а его организации, например, ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Балансодержателем системы может и будет какая-то государственная организация. Это может быть агентство, учреждение, ФГУП. И здесь мы поддерживаем предложение Минтранса по определению таким балансодержателем ФГУП "ЗащитаИнфоТранс".
 
- Вы говорите о коммерческих услугах, которые могут использоваться с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС". Какие это услуги?

- Мы разделяем услуги по категориям пользователей. Это государственные услуги, например, взимание платежей за проезд или контроль передвижения опасных грузов, он-лайн тахографический контроль. Далее, услуги в интересах корпоративных заказчиков – это, например, флит-менеджмент и оптимизация логистических услуг. Затем услуги в интересах физических лиц - это дистанционная диагностика автомобиля, страховая телематика, информационно-навигационные сервисы, услуги раннего оповещения, охранно-поисковые сервисы. Это все услуги, которые оказываются в интересах автовладельцев, водителей, пассажиров.

Т.е. как раз те сервисы, которые  можно эффективно  отрабатывать, используя  территориально-распределенную инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Поэтому именно эти сервисы будут отрабатываться в рамках пилота с автопроизводителями и компанией «Люксофт».
 
- Скорее всего, тут должна подключиться ассоциация страховщиков.

- Да, Российский союз автостраховщиков (РСА). У нас идут два пилотных проекта с участием РСА. Первый проект по страховой телематике в интересах услуги КАСКО. Второй пилот в рамках закона о страховании ответственности перевозчиков, за нанесение ущерба здоровью и имуществу пассажиров. С 1 января закон вступает в силу. Этот пилот направлен, прежде всего, на борьбу со страховым мошенничеством и формирование требований к бортовым системам. Первый пилот ориентирован на физических лиц, второй на рынок пассажирских перевозчиков. По первому сотрудничаем с РСА и рядом страховых компаний. По второму с Мосгортрансом.
 
- То есть, для частного бизнеса есть широкий сегмент рынка навигационных услуг, где он может спокойно развивать свою деятельность?

- Задача федерального сетевого оператора была и остается - создание рынка для оборудования, решений и услуг с использованием ГЛОНАСС. В России и за рубежом. Все проекты, которые мы реализуем, инициируем, лоббируем, поддерживаем: «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные целевые программы внедрения , создание корпоративных, отраслевых, ведомственных систем - все они связаны с формированием необходимой участникам рынка нормативной базы и с масштабированием этого рынка.

Кратко напомню проекты, которые параллельно «ЭРА-ГЛОНАСС» нами продвигаются в целях масштабирования рынка. Это система взимания платежей с большегрузных автомобилей с использованием технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. А это 2 млн грузовиков («12-тонников»). Конкурс на создание системы объявлен, НП «ГЛОНАСС» является техническим консультантом. Во всей конкурсной документации прописано обязательное использование ГЛОНАСС.

Еще один проект – онлайн-контроль режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств с использованием цифровых тахографов. Это 6 млн транспортных средств. Все необходимые регулирующие нормы здесь приняты. Одно из требований - наличие ГЛОНАСС. С апреля 2014 года будут взиматься штрафы за отсутствие тахографа. К этому проекту мы шли и готовились несколько лет.

Мы надеемся, что будет принята поправка в закон об ОСАГО, которая позволит водителям оформлять ДТП, используя европротокол, при наличии навигационной системы и средств фото-видео-фиксации. Это хорошая мотивация к использованию спутниковой навигации в автомобиле. Потенциально это весь рынок ОСАГО, т.е. более 40 млн автомобилей.

То есть все, что можно сделать в России с точки зрения масштабирования рынка навигационного оборудования, систем и услуг, мы делаем. Дальше вопрос реализации – вопросы бизнеса. Производства навигационного оборудования, страховых компаний, операторов связи, автомобильных дилеров и, конечно, самих сервис-провайдеров услуг.

- А есть ли возможность распространить решения «ЭРА-ГЛОНАСС» за границы страны?

Да, система "ЭРА-ГЛОНАСС" вполне конкурентоспособный продукт на экспорт. Нам удалось привлечь к реализации аналогичных проектов Казахстан и Белоруссию. Основа для нашего сотрудничества – Технический регламент Таможенного союза. Если в Таможенный союз вступят другие государства (а такие планы есть) будем работать и с ними.

В Казахстане начинается проектирование, выделены деньги. Подведены итоги конкурса на проектирование системы ЭВАК – аналога "ЭРА-ГЛОНАСС". Основной исполнитель - дочерняя компания "КазахТелеком". В меморандуме, подписанном Россией и Казахстаном, полномочия представлять интересы России в этом проекте делегированы НП ГЛОНАСС. Казахстанскую сторону представляет "КазахТелеком".

В Белоруссии наш партнер определен правительством этой страны – это компания "Камертон".

Естественно, в рамках проектирования будет обеспечена совместимость этих систем с «ЭРА-ГЛОНАСС» и, значит, с европейским e-Call.

Беседовал Константин Крейденко

ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~nHWBw
17.12.2025
На IV федеральном форуме «Цифровой алмаз», который проходит в Якутске с 27 по 29 ноября, генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин, рассказал, что в России более 350 компаний ведут активную работу по укреплению технологического суверенитета российской спутниковой отрасли. Однако простого создания отечественных аналогов недостаточно. Необходимы конкурентоспособные решения, способные совершить прорыв в индустрии и усилить экспортный потенциал.
16.12.2025
В ходе сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшегося 12 декабря сего года, выступил заместитель генерального директора по стратегическому развитию Роскосмоса Борис Глазков. Он обрисовал нынешнее соотношение государственного и частного участия в ракетно-космической отрасли. Он предрёк, что космическая деятельность у нас в стране ещё достаточно долго будет оставаться бюджетной сферой, и противопоставил её состояние дел за рубежом, где доля частных инвестиций в космос составляет 7-10 процентов от общего объёма. Всё остальное – это тоже государственный бюджет.
09.12.2025
Указ Президента Дональда Трампа в США запускает программу Genesis, направленную на ускорение научных прорывов с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Министерству энергетики поручено интегрировать свои суперкомпьютеры мирового класса и массивы данных в единую платформу ИИ с замкнутым циклом, подключиться к работе рабочей лаборатории и использовать лучшие учёные для преобразования методов проведения научных исследований.
09.12.2025
США уступают позиции Китаю в разработке ИИ с открытым исходным кодом, что создаёт потенциальную уязвимость цепочек поставок. Китайские компании, такие как DeepSeek и Alibaba, доминируют в данной области.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.