Технологии

Чем хороша спутниковая навигация. И это далеко не всё

1 Ноября 2023
Чем хороша спутниковая навигация. И это далеко не всё

В то время, когда правительства и военные форсируют, в связи с грозной политической обстановкой в мире, системы навигации, не связанные с космосом, поклонники ГНСС (глобальные навигационные спутниковые системы; ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) подсчитали и суммировали преимущества именно спутниковой навигации.

1. Наиболее распространённое применение ГНСС — в навигационных системах. В сочетании с картографической технологией она становится мощным инструментом для транспортных средств и судов. ГНСС может точно определить местоположение устройства, а путём сравнения координат можно рассчитать направление движения и скорость устройства. Эту информацию можно использовать для предоставления пошаговых указаний из точки А в точку Б в режиме реального времени.

2. Система, по существу, бесплатна для пользователей, хотя для её использования придётся заплатить за устройство и программное обеспечение. Приложения для смартфонов, такие как Яндекс.Карты и Google Maps, также обычно бесплатны.

3. ГНСС может использоваться правоохранительными органами в качестве ценного инструмента для отслеживания преступников или террористов с помощью устройств, которые они прикрепляют к транспортным средствам, или путём отслеживания смартфона преступника. Устройства ГНСС-слежения также могут использоваться для предотвращения краж со стороны работодателей или обычных людей.

4. Навигация с использованием ГНСС, как правило, очень проста и требует минимальных навыков и усилий, особенно по сравнению с традиционными методами и технологиями, такими как чтение карт. В большинстве случаев пользователю просто нужно ввести пункт назначения, а устройство сделает всё остальное.

5. Работодатели могут использовать ГНСС-слежение для отслеживания положения своих транспортных средств, повышая эффективность и улучшая обслуживание клиентов. Они смогут убедиться, что их водители ведут себя ответственно, например, следуют по самому быстрому маршруту и не тратят зря время или топливо, выходя за пределы маршрута, а также соблюдают ограничения скорости. Предприятия также могут обеспечить лучшее обслуживание клиентов, если они знают, где в любой момент времени находятся транспортные средства доставки или обслуживания. Использование ГНСС позволяет в целом более эффективно использовать парк транспортных средств.

6. Родители могут использовать ГНСС-слежение, чтобы следить за своими детьми и обеспечивать их безопасность. Супруги также могут использовать подобную технологию, чтобы отслеживать своих партнёров. Помимо того, что ГНСС-слежение полезно для обеспечения безопасности сотрудников и других лиц на определённых работах, его также можно использовать для отслеживания местонахождения ключевых работников в случае, если им срочно потребуется справиться с чрезвычайной ситуацией.

7. Помимо навигации, ГНСС также можно использовать для предоставления информации о местности. Например, можно узнать, где находится ближайший отель или заправочная станция, или найти близлежащие рестораны. Это удобно, когда вы находитесь в длительной поездке и вам нужно найти место, где можно остановиться, чтобы перекусить, заправиться, поспать и так далее.

8. Одна из замечательных особенностей ГНСС заключается в том, что всё происходит в реальном времени. Это означает, что вы можете быть уведомлены, если впереди произойдёт дорожно-транспортное происшествие или задержка другого типа, или если вы приближаетесь к району, где началось какое-нибудь суровое погодное явление. Это не только сократит время в пути, но и повысит безопасность.

9. Преимущество спутниковой технологии в том, она доступна по всему миру. Нет причин быть застигнутым врасплох, если вы не знаете своего местоположения или заблудились.

10. Большинство программного обеспечения, приложений и устройств, использующих ГНСС, регулярно обновляются, обычно бесплатно. Таким образом, в отличие от традиционной печатной карты, которая через некоторое время устаревает, ГНСС и связанные с ней технологии обычно остаются очень точными.

11. ГНСС-слежение может использоваться для мониторинга тренировок и помогает как любителям, так и профессиональным спортсменам улучшить свое здоровье и физическую форму. Его можно использовать для расчёта скорости и пройдённого расстояния и даже использовать эту информацию для оценки сожженных калорий.

12. ГНСС даёт вам возможность выбора маршрута в режиме реального времени, обеспечивая гибкость. Вы можете выбрать маршрут в соответствии с вашими потребностями и желаниями. Если вы свернули не туда, новый маршрут можно быстро рассчитать с помощью ГНСС. Если ваш маршрут заблокирован из-за происшествия, ГНСС опять же можно использовать для расчета нового маршрута.

13. Военные используют ГНСС не только для навигации и других общих целей, но и при постановке целей для управляемых ракет. Сигналы спутниковой навигации повышают точность, предоставляя ракете определённый набор координат, и снижает побочный ущерб, уменьшая вероятность того, что ракета сбивается с пути.

14. Землеустроительная съёмка проводится до начала строительства или застройки. Со временем методы ГНСС постепенно вытеснили традиционные методы геодезии, главным образом потому, что они дешевле, быстрее и обычно более точные. С ГНСС работа часто занимает часы, а не дни.

15. Существует множество научных применений ГНСС, помимо вопросов навигации. Его можно использовать для обнаружения структурных проблем на дорогах и зданиях, а также для прогнозирования стихийных бедствий, таких как землетрясения, посредством мониторинга движения тектонических плит.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~l5BaR
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.