Технологии

Возможна ли альтернативная навигация, использующая сигналы коммуникационных спутников

21 Июля 2021
Возможна ли альтернативная навигация, использующая сигналы коммуникационных спутников

В настоящее время существует сильная зависимость от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), которые предоставляют услуги навигации, определение местоположения и времени. Это касается как критически важной инфраструктуры и военных операций, так и повседневной жизни. Однако сигналы ГНСС – слабые, что делает их уязвимыми как для преднамеренных, так и для случайных помех и подмены (спуфинга). Уже понятно, что требуются альтернативные средства навигации, которые должны действовать, когда ГНСС полностью недоступна, или хотя бы проверять её.

Для дополнения и замены сигналов ГНСС на тех же частотах могут использоваться более сильные спутниковые сигналы, что сделает возможным определение местоположения и синхронизацию. Они предназначены для связи с небольшими терминалами, такими как спутниковые телефоны или модемы, так что их можно обработать до размера, подходящего для обычного ГНСС-приёмника. В отличие от мощных наземных сигналов, таких как телевизионные передатчики или мобильные базовые станции, спутниковые сигналы имеют преимущество обеспечения глобального покрытия и не подвержены локальным перебоям в подаче электроэнергии или отключениям. Оборонная научно-техническая лаборатория (Dstl) профинансировала компанию, которая исследовала этот подход и сконструировала прототип антенной решётки, способной принимать спутниковые сигналы от ряда различных источников в диапазонах L и S. Это позволило измерить направление, допплеровское время и время распространения для каждого спутника. Затем был проведён ряд испытаний 4 × 4, чтобы подтвердить результат.

Исследование показало, что вполне возможно использовать передачу сигналов от работающих созвездий Iridium, Globalstar и Orbcomm для осуществления навигации и синхронизации движущейся платформы. В настоящее время это реализуется с помощью антенной решётки, но может быть достигнуто с помощью одной антенны для платформ с ограниченным пространством. Дальнейшие усилия будут направлены на повышение точности позиционирования за счёт использования большего количества спутниковых сигналов и на доведение концепции до более высокого уровня технологической готовности (TRL) в сотрудничестве с правительством, военными пользователями и промышленными партнёрами.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

По материалам Roke

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~l0691
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.