Технологии

Группировку ГЛОНАСС предлагается увеличить до 36 аппаратов

10 Мая 2017
Группировку ГЛОНАСС предлагается увеличить до 36 аппаратов

Добавление в каждую из трех плоскостей системы ГЛОНАСС еще четырех навигационных спутников позволит повысить доступность навигационного поля в сложных условиях наблюдения, например, в гористой местности или в городской застройке. Такие данные в своей статье «Сравнение вариантов построения орбитальной группировки российской системы спутниковой навигации в целях совершенствования её структуры для наблюдения навигационных спутников», опубликованном в журнале «Космонавтика и ракетостроение» ЦНИИмаш, приводят специалисты филиала «Прецизионного навигационно-баллистического обеспечения» «Научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения».

«Анализ показал, что существенным преимуществом обладает орбитальная группировка из тридцати шести спутников ГЛОНАСС, сформированная путем добавления в существующие плоскости по четыре навигационных спутника», - говорится в расчетах специалистов.

Сотрудники филиала НПК «СПП» провели расчеты доступности навигационного поля ГЛОНАСС при различных вариантах модификации орбитальной группировки системы. Рассматривалось как пополнение группировки различным количеством спутников, так и создание дополнительных плоскостей орбиты.

В результате исследований было установлено, что добавление двенадцати спутников (по четыре спутника в каждой плоскости) является наиболее предпочтительным вариантом развития группировки, если исходить из необходимости приема навигационного сигнала в сложных условиях наблюдения, например, в гористой местности или в городской застройке. Доступность навигационного сигнала увеличенной орбитальной группировки ГЛОНАСС примерно в восемь раз лучше, чем обеспечивает штатная в аналогичных условиях.

В настоящее время группировка ГЛОНАСС насчитывает 27 спутников, из которых 24 используются по назначению (распределены в трех плоскостях по восемь аппаратов), по одному спутнику находится на исследовании главного конструктора, в орбитальном резерве и на этапе летных испытаний.

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени морских, воздушных, сухопутных и других видов потребителей. Основу системы ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата на средней круговой орбите высотой 19100 км. Они расположены в 3 орбитальных плоскостях – по 8 спутников в каждой.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~kvFp5
18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.