Внедрение

Сервисы ДЗЗ в России в условиях санкций

20 Апреля 2022
Сервисы ДЗЗ в России в условиях санкций

На сегодняшний день Россия не имеет достаточной орбитальной группировкой дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), чтобы полностью обеспечивать свои потребности в космических данных. В условиях санкций западные компании больше не поставляют информацию ДЗЗ отечественным заказчикам. Специалист в области геоинформатики Андрей Пирогов рассказал о состоянии космического дистанционного зондирования Земли в условиях санкций для российских пользователей.

Он отметил, что вопрос в получении доступа к космическим данным стоит особенно остро весной, когда начинается полевой сезон, происходят природные бедствия, начинается активная навигация в северных морях, активизируются стройки, сельскохозяйственные и лесоустроительные работы.

Основными поставщиками снимков сверхвысокого разрешения (СВР, от 30 см до 1 метра, включая искусственные 15 см) являются MAXAR и Airbus. Доля южнокорейских снимков KOMPSAT незначительна, не последнее место занимают и поставки данных с китайских аппаратов. Такие же данные поставляет российский спутник Ресурс-П (0,7 м).

«В настоящий момент ни один зарубежный оператор космических данных ДЗЗ сверхвысокого разрешения не поставляет данные для российских заказчиков. Ситуация с китайскими данными находится в подвешенном состоянии, с ряда спутников данные недоступны, в некоторых случаях заказы продолжают приниматься без гарантии поставок. Последние снимки с КА Ресурс-П датируются сентябрём 2021 года и в настоящее время новая съемка с этого аппарата недоступна», - рассказал эксперт.

Андрей Пирогов отметил, что сверхвысокое разрешение съемки несло большой прикладной характер, используясь для решения разнообразных задач, в которых нужны точности определения координат до нескольких метров. Данные СВР были ценны большим объемом архива съёмки, архивные данные в настоящее время доступны только с КА Ресурс-П (0,7 м), которых недостаточно.

По словам эксперта, заместить новые космические данные ДЗЗ сверхвысокого разрешения способна только пилотируемая авиационная съемка или беспилотники. Однако космическая съемка была бы существенно дешевле и более оперативна для удалённых районов.

«Способны ли беспилотники обеспечить потребность в данных СВР? Нет, особенно если это касается удаленных территорий. Помимо этого, бюрократия в области использования воздушного пространства и ограничений по секретности данных отнюдь не способствует обеспечению снимками потребителей<…> Особенностью АФС также является большой объем получаемых данных. Там, где достаточен один космический снимок беспилотник получит сотни и тысячи снимков, что потребует временных затрат на их обработку, исчисляемых порой днями», - отметил Андрей Пирогов.

Вторая группа данных - снимки высокого разрешения (от 1 – 5 метров) - поставлялась французской компанией Airbus с аппаратов Spot-6,7. Такие же данные были доступны с китайских аппаратов. В данный момент снимки высокого разрешения доступны в виде архива и новой съемки с российских спутников Канопус (2 метра) и Аист (1,5 м).

«Переориентация потребителей на российские данные очевидна, но насколько производительность аппаратов и качество съемки будет обеспечивать все потребности, покажет время. Заместить данные высокого разрешения пилотируемой съемкой можно, с учетом определенных ограничений», - сказал эксперт.

Как отметил Андрей Пирогов, снимки низкого разрешения (10-30 метров) представлены бесплатными снимками Sentinel и Landsat, активно используемыми в сельском и лесном хозяйстве. В данный момент есть ограничения на доступ к некоторым сервисам, предоставляющих эти данные, но они обходятся посредством VPN и/или перерегистрации аккаунтов.

Радиолокационные данные имеют крайне узкую нишу использования. Наиболее активно применяются такие данные для обеспечения ледовой проводки судов по Севморпути. Поставку таких данных и сервисов на их основе обеспечивали немецкие, итальянские, испанские, южнокорейские компании. Бесплатные данные со спутника РСА Sentinel-1 не могут обеспечить потребность пользователей. Данные с китайского КА GaoFen-3 также недоступны.

«Таким образом, наиболее критичная ситуация складывается вокруг данных сверхвысокого разрешения, стереосъёмки и радиолокационных данных. Что касается рыночных оценок, то у нас не так много компаний, специализирующихся на космической съемке и если ситуация будет продолжаться и далее, то, очевидно, они будут вынуждены сократить или остановить свой бизнес. Потребители данных СВР будут вынуждены увеличивать затраты на съемку, переходить на полевые изыскания, или снижать количество работ с использованием данных ДЗЗ», - заключил эксперт, отметив, что в то же время российские разработчики ПО закрывают потребности для фотограмметрической и тематической обработки космических данных.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jm34x
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.
25.06.2025
Многие аналитики сходятся во мнении, что мир находится в состоянии комплексной и затяжной трансформации после таких геополитических потрясений, как окончание холодной войны в 1989 году и распад СССР два года спустя. «Перемены задержались на старте ввиду ложных выводов, сделанных западными элитами, провозгласившими свою победу в холодной войне», – утверждает бывший посол России в Великобритании Александр Яковенко.
24.06.2025
Дмитрий Баканов, возглавляющий «Роскосмос», на Петербургском экономическом форуме рассказал о подробностях обновлённой программы по освоению космического пространства.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.