Технологии

За пределами GPS: границы сервисов PNT

11 Февраля 2021
За пределами GPS: границы сервисов PNT

Институт национальной безопасности (NSI) опубликовал статью об альтернативах GPS. Авторы: Лори Гордон – приглашённый научный сотрудник NSI, возглавляет Аэрокосмическую корпорацию, специализирующуюся на национальной безопасности, кибербезопасности и защите инфраструктуры, а также руководит Стратегической инициативой в области устойчивости PNT; и Брайан Смит – старший научный сотрудник NSI, занимавший высокие карьерные посты в правительстве в области национальной безопасности, бывший сотрудник комитетов по разведке Палаты представителей и Сената.

GPS – зависимости, уязвимости и альтернативы

Глобальная система позиционирования США (GPS) – это сеть, состоящая в настоящее время из 31 спутника на средней околоземной орбите (MEO) и нескольких наземных станций, эксплуатируемых Министерством обороны (МО), которые обеспечивают работу сервисов позиционирования, навигации и синхронизации (PNT) в качестве бесплатной глобальной утилиты.

  • GPS имеет решающее значение для систем высокоточного оружия США и союзников, навигации, связи и широкого спектра других военных функций.

  • Нарушение работы системы окажет разрушительное воздействие на национальную безопасность, экономическую безопасность, а также на здоровье и безопасность населения. При этом постоянно возникают новые угрозы для GPS.

GPS использует слабый сигнал, который подвержен отключению и отказу, в том числе из-за ухудшения состояния окружающей среды; непреднамеренных помех, как, например, помехи смежного спектра; или преднамеренных помех, таких как враждебные действия, спуфинг или кинетическая атака.

  • Оборудование для постановки помех и подмены может быть недорогим, а тактика его использования широко доступна – что позволяет гасить сигналы, препятствовать или манипулировать данными PNT, ставя под угрозу военную, гражданскую и коммерческую Национальные жизненно важные инфраструктуры.

К альтернативным источникам PNT относятся наземные системы радиомаяков, опто-волоконные, сотовые и беспроводные сигналы, локальные наземные системы и различные спутниковые системы на низкой околоземной орбите (LEO).

  • Эти разные альтернативы имеют как сильные стороны, так и ограничения, представляя разные диапазоны технологической зрелости. Тем не менее, Министерство внутренней безопасности (DHS) отметило, что некоторые промышленные системы, находящиеся в коммерческом использовании, могут соответствовать временным требованиям для критической инфраструктуры США.

  • Однако эти системы не получили широкого распространения, поэтому до реальной устойчивости PNT ещё долгий путь.

Направление политики США

Начиная с 2004 года, с Директивы о политике национальной безопасности (NSPD-39) и ускоряясь в последние годы, ряд президентских политических директив, законодательных актов и исполнительных указов пытались уменьшить уязвимость GPS и предложить альтернативы PNT во всех правительственных секторах и секторах критической инфраструктуры. Основное внимание Министерства обороны было сосредоточено на повышении самой отказоустойчивости GPS, а не на развёртывании altPNT.

  • ВВС инвестировали более $2,0 млрд в НИОКР для разработки сигнала «М-код» для повышения мощности и безопасности GPS и планируют инвестировать ещё $500 млн в его интеграцию на дополнительных платформах.

  • NSPD-39 указывает Департаменту транспорта (Dot) установить и управлять резервными системами для GPS.

  • Директива определяет тринадцать основных технических требований к резервному GPS-устройству, которые тесно согласуются с возможностями системы E-Loran. Другие системы также могут в той или иной степени соответствовать требованиям Закона.

  • E-Loran – радио-ориентированная «дальняя навигация», система, развёрнутая во время Второй мировой войны, передающая мощный низкочастотный высокоточный сигнал синхронизации, устойчивый к помехам.

  • NTRSA поручает DoT создать систему, соответствующую Закону, и DоT может использовать несколько технологий для реализации этого Закона.

Переход к альтернативам GPS

В различных департаментах федерального правительства были разработаны три основные модели, обеспечивающие повышенную устойчивость PNT. Министерство обороны не занимается исключительно усовершенствованиями GPS, поскольку в настоящее время армия финансирует альтернативные технологии PNT примерно на $40 млн в год плюс два раза по столько тратится на применение этих технологий.

  • Совсем недавно Сенатский законопроект об оборонных полномочиях на 2021 финансовый год (раздел 1601) предписал Минобороны усилить внимание к альтернативным PNT. Это предписание включает в себя разработку альтернативных возможностей PNT и развёртывание их на самых приоритетных платформах и вооружениях Минобороны.

  • Кроме того, недавно созданное Агентство космического развития изучает широко распространённую спутниковую группировку на низкой околоземной орбите (LEO) для альтернативных PNT. Также рассматриваются геостационарные (GEO) орбиты.

В NTRSA Конгресс уполномочил министра транспорта развивать государственно-частное партнёрство (P3) для разработки устойчивой наземной правительственной резервной системы GPS для определения времени. Закон, однако, потребует ассигнований, которые не были предусмотрены.

  • P3 позволит частному предприятию построить E-Loran для правительства, управлять им и делиться доходами с правительством в течение первых десяти лет.

  • НТРСА оговаривает, что частный субъект возьмет на себя все финансовые риски.

Все проекты предполагают разнообразие коммерческих альтернативных услуг PNT, адаптированных к конкретным потребностям различных секторов национальной критической инфраструктуры (NCI).

  • Потребности PNT в различных критических инфраструктурных функциях настолько разнообразны, что ни одна система PNT, включая GPS, не может выполнять все требования пользователя и приложения. Резервные копии должны быть ориентированы на конкретные приложения и разрабатываться в координации с владельцами секторов и операторами.

  • Каждый сектор NCI будет определять свои уникальные требования и полагаться на коммерческий PNT-рынок.

PNT и национальная безопасность

  • Будут ли успешными значительные усилия Министерства обороны по снижению уязвимости GPS и предоставлению альтернатив GPS?

  • Будет ли и каким образом Министерство обороны больше ориентировать свои усилия по обеспечению устойчивости в направлении альтернативного PNT для национальной безопасности?

  • Существует ли синергия между устойчивыми решениями PNT для национальной безопасности и критическими приложениями инфраструктуры, включая те, которые используются в экстренных службах и приложениях первого реагирования, управляемые как правительствами, так и частным сектором?

Политика PNT

  • Будет ли рыночный подход достаточным для того, чтобы побудить операторов критической инфраструктуры закупать устойчивые услуги PNT или же потребуются дополнительные стимулы регулирования или финансирования?

  • Как исполнительная власть и Конгресс будут решать противоположные подходы к укреплению устойчивости PNT?

  • Будет ли в будущем правительство воспринимать необходимость предоставления первичного финансирования для разработки, производства, эксплуатации и обслуживания новых систем PNT?

По мнению авторов, перечислены ключевые темы, которые нужно будет отслеживать в дальнейшем.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jePpt
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.