Компании

В МАИ разрабатывают космические аппараты для упрощённого доступа к космосу

7 Апреля 2025

В Московском авиационном институте (МАИ) разрабатывают платформу «Марафон-2.0» — второе поколение спутниковой группировки «Марафон-IoT». Её задача — обеспечить максимально простой доступ к космическим технологиям для промышленности, сельского хозяйства и других сфер.

«Наша цель — сделать космос доступным для всех заинтересованных сторон: от промышленности до фермеров. Мы полностью переделываем конструкцию космического аппарата, устанавливая более эффективные датчики, агрегаты и аккумуляторы. Мы стремимся создать универсальную платформу, которая будет востребована долгие годы», — рассказал руководитель проектной группы, аспирант кафедры «Космические системы и ракетостроение» МАИ Никита Матасов.

Уже создан прототип модернизированного спутника, на котором проводятся исследования и разрабатывается конструкторская документация для опытных образцов. Цель разработки в рамках контракта с АО «Решетнёв» (входит в Роскосмос) — создать улучшенную космическую платформу с более эффективной работой и усовершенствованными компонентами.

В МАИ отмечают, что сегодня заказчики вынуждены покупать готовые спутники с ограниченным функционалом. В будущем они смогут самостоятельно выбирать функции, которые должны быть у интересующих их космических аппаратов: оптическое зондирование, связь и различные датчики.

«Марафон-IoT» — это спутниковая группировка для предоставления услуг интернета вещей, которая будет создана в рамках программы «Сфера». В её состав войдут более 250 спутников весом до 50 кг каждый. Они будут размещены на 12 орбитальных плоскостях на высоте около 750 км.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~iRZhU
21.03.2025
С момента вступления в силу закона о государственно-частном партнёрстве в космической деятельности в июле 2024 года этот формат сотрудничества в России так и не стал основным.
17.02.2025
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ») отмечает свой 70-летний юбилей. За эти годы институт успешно выполнял важные государственные задачи в области метрологии и науки. Сегодня институт является одним из ведущих научных центров России, а достижения наших учёных в области науки получили признание на международном уровне.
13.02.2025
АО «Спутниковая система «Гонец», которое входит в состав Государственной корпорации «Роскосмос», заключило соглашение о стратегическом партнёрстве с АНО «Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Томской области».
11.02.2025
Холдинг «Росэлектроника», входящий в состав государственной корпорации «Ростех», разработал устройство для передачи телематических данных с техники, используемой в труднодоступных регионах, включая районы Крайнего Севера, а также с морских судов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.