Технологии

Самоуправляемые автомобили – это что-то из области научной фантастики

14 Декабря 2022
Самоуправляемые автомобили – это что-то из области научной фантастики

Технологии автоматизированного вождения неуклонно развиваются, обещая в конечном итоге радикально снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Обычный день в отдельном европейском городе, где по улицам движется бесчисленное количество автомобилей, а пешеходы перебегают дорогу на перекрёстках. Среди всей этой суеты одна машина движется вперёд без рук водителя на руле и ног на педалях.

Это не какой-то трюк, а крайние испытания технологии, разработанной в рамках проекта L3Pilot, финансируемого ЕвроСоюзом. В нём исследователи разработали и опробовали электронику для беспилотных автомобилей на городских дорогах и автомагистралях.

«Очень важно тестировать автоматизированные транспортные средства в реальных условиях, — говорит Ария Этемад, координатор проекта, исследователь из «Фольксвагена». – Недостаточно научить их ездить в искусственной среде. Нам нужно посмотреть, справятся ли они со сложной и беспорядочной реальностью дороги».

В последние годы беспилотные автомобили породили много шумихи. Технологические компании США вложили миллиарды в исследования, поспешая вслед за научной фантастикой, черпая оттуда своё видение автомобилей, перевозящих людей без участия человека-водителя.

Эти мечты иногда прерывались, поскольку самоуправляемые автомобили оказывались более сложными в конструкции, чем считалось ранее. Иногда даже случались трагические драмы, такие как смерть американки в 2018 году после того, как её сбил тестовый автомобиль с автоматическим вождением.

Тем не менее, они добиваются успехов. А в ближайшие несколько лет на дорогах Европы ожидается больше автомобилей с более высокой степенью автономии.

Есть надежда, что такие автомобили помогут ЕС достичь цели по снижению смертности на дорогах до нуля к 2050 году (с 19 900 в прошлом году). Показатель 2021 года увеличился ещё на 6% по сравнению с 2020 годом.

Если бы хотя бы 30% транспортных средств на автомагистралях использовали технологии автоматизированного вождения, количество дорожно-транспортных происшествий сократилось бы почти на 15%, прогнозируют участники проекта. Кроме того, автоматизированные автомобили обещают сократить количество пробок (путём повышения эффективности дорожного транспорта) и стресса для водителей.

Нужно ещё немного времени, но в ближайшем будущем всё больше и больше автомобилей будут оснащены технологиями автоматизированного вождения.

Весь процесс будет эволюционным, с разным уровнем автоматизации в разных моделях автомобилей на разных этапах.

Некоторые существующие автомобили уже управляются и тормозят сами по себе, например, в относительно простых условиях движения, таких как шоссе или пробки.

В некоторых случаях водители могут даже убрать руки с руля или ноги с педалей, сохраняя при этом полный контроль (и должны быть готовы в любой момент взять управление на себя). Данные с датчиков и камер, прикреплённых к автомобилю, вводятся в программную систему, которая часто использует искусственный интеллект для принятия решений о вождении.

Производители автомобилей сейчас сражаются за расширение автономии до третьего уровня.

Это похоже на второй уровень, но на третьем уровне водитель может выполнять дополнительные действия. Они могут посмотреть видео, например. Только когда система запросит это, водитель должен вернуть себе управление.

Дэвид Эртл из Европейского бюро Международной автомобильной федерации (FIA) утверждает, что сами водители вносят свой вклад как в своём энтузиазме, так и в своем скептицизме в отношении всего начинания, добавляя интерес к исследованиям. «Потенциально могут быть очевидные преимущества для пользователей автомобилей, такие как повышение безопасности на дорогах, — сказал он. – Но они по-прежнему не уверены в том, насколько на самом деле безопасно автоматизированное вождение».

Безопасность и доверие в конечном итоге будут зависеть не только от технологий, но и от предоставления водителям достаточной информации об автоматизированных функциях. Будущие экзамены на получение водительских прав должны включать обучение автоматизированному вождению.

В тестах европейского проекта участвовали в общей сложности 750 человек, выступающих либо в качестве водителей, наблюдающих за операциями, либо в качестве пассажиров в семи странах.

В ходе экспериментов машина ехала сама, а за рулем сидел обученный водитель, который брал на себя управление в случае необходимости.

Выяснилось, что современные технологии автономного вождения всё ещё имеют ряд «слепых зон». Например, когда автоматизированный автомобиль приближался к каким-то дорожным работам, он не мог понять, что делать, и возвращал управление водителю.

Такого рода неожиданные ситуации на дороге являются одними из основных препятствий на пути развития беспилотных транспортных средств.

Четвёртый уровень может появиться на рынке в виде роботов-такси или шаттлов. Они очень автономны, но скорости, на которых они работают, низкие, а места, в которых они движутся, чётко определены. До конца этого десятилетия возможно их эксплуатация в городских районах.

А как насчет пятого уровня, когда автомобиль разъезжает автономно везде, от небольших сельских дорог и автомагистралей до городских центров? Может быть, это несбыточная мечта, которой суждено остаться в области научной фантастики?

В ближайшем будущем связанные с этим расходы окажутся непомерно высокими как для автомобильных технологий, так и для необходимой инфраструктуры, такой как датчики, способные информировать транспортное средство о том, что происходит на дороге.

Эксперты считают, что с нынешним пониманием и технологиями лучше сосредоточиться на третьем и четвёртом уровнях, потому что именно там кроется реальный потенциал.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам European Commission website
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~dLCSx
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.