Внедрение

Для кого опасны «умные города»?

29 Сентября 2023
Для кого опасны «умные города»?

Данные важны, но города зависят от инфраструктуры и людей больше, чем от технологий, утверждает журналист Джон Лоринк.

В своей книге «Dream States» («сумеречные психические расстройства» или «состояния мечты») он пишет: «Понятие “умность” кажется не просто ограничивающим, а зашоренным. Возможно, нам нужен лучший ярлык — тот, который учитывал бы инклюзивность и социальную справедливость, а также самые устойчивые качества городов: устойчивость, адаптируемость, изобретательность, разнообразие, случайность, выносливость и, что особенно важно, чувство места».

Кажется, ничто так не зажигает свет в глазах городских политиков, как обещание создать «умный» город. Оправдывают ли умные технологии шумиху и кому служат в конечном итоге умные города: интересам горожан или крупных технологических компаний?

Насколько умны умные города? Это простой вопрос. Но ответить на него не так-то просто.

Хотя «умные» технологии обещают более безопасный город, а также устойчивый и эффективный образ жизни в городе, шумиха вокруг «умных» городов может отвлекать от развития действительно жизненно важной городской инфраструктуры.

Хотя технологии умного города действительно играют важную роль в улучшении городской жизни, города представляют собой беспорядочную, сложную среду обитания человека, которая зависит от физической инфраструктуры, архитектуры и гражданского строительства.

Массовый сбор данных и цифровое наблюдение, лежащие в основе технологии умного города, вызывают тревогу по поводу конфиденциальности и того, как крупные технологические компании используют эти данные.

Журналист в компании телеведущей прогулялись по бывшему участку предполагаемого проекта умного города под названием Quayside в Торонто. Проект был призван превратить незастроенную постиндустриальную зону на набережной в красивый район площадью пять гектаров, созданный с использованием передовых технологий.

Проект затеяла «Сайдуок Лабс», дочерняя компания «Гугл» по городскому планированию. Он был представлен в 2017 году и поддержан муниципальными, провинциальными и федеральными правительствами. Но в 2020 году компания отменила проект, сославшись на неопределённость, вызванную пандемией.

Концепция для этого пространства и других мест, где компания хотела развивать умные города, заключалась в том, что это будет густонаселённый район, который, по их словам, будет построен из Интернета. Множество датчиков будут собирать информацию о людях и транспортных средствах, перемещающихся в общественном пространстве. Будет много датчиков, контролирующих потребление энергии и воды, и все подобные функции.

Датчики расположены везде, в самых разных местах. Что они делают, так это собирают информацию, оцифровывают её и создают поток данных, которые можно анализировать и использовать для создания различных приложений.

Самое важное слово в названии Sidewalk Labs — Labs. Потому что они хотели построить этот район, а затем использовать его как испытательный полигон для всех этих новых технологий, которые собирались развивать. И они могли бы продавать эти алгоритмы, различные типы программного обеспечения, различные типы датчиков и систем другим городам, которые захотят сделать то же самое.

Когда они предлагали эту территорию, возник интересный вопрос: там будет много мониторинга общественных мест, много датчиков и камер. Нашлись некоторые ученые, которые сказали: «Ну, а как ты узнаешь, что, когда ты вошёл в это место, внезапно о тебе начали собирать данные?». Например, мы идём по улице Торонто. Насколько я знаю, за нами не следят, но внутри этого умного города всё будет по-другому. Итак, вопрос: «Дали ли вы разрешение на то, чтобы вас отслеживали каким-либо образом?». Знаете ли вы, для чего будет использована эта информация? Так что на самом деле это были довольно запутанные вопросы.

Поразительно, как термин «умный город» стал синонимом сбора данных от граждан и их несанкционированного использования.

Собирать данные очень дёшево. Датчики, которые собирают данные о качестве воздуха и воды, а также о движении транспорта — всё это очень недорого. И есть целая история использования данных в коммерческих целях. Крупные интернет-магазины собирают огромное количество данных. Они используют алгоритмы для его анализа, выявления потребительских моделей, продвижения продуктов и так далее. Эта тенденция умных городов действительно начала основываться на этой идее: у вас есть все эти данные, у вас есть все эти алгоритмы, которые могут их анализировать, и можем ли мы каким-то образом направить их на то, как города функционируют.

На первый план вышло опасение, что эти данные будут использоваться не просто для улучшения места, где вы живёте, а на самом деле выходят далеко за рамки этого. Данные — очень аморфный термин. Это может означать сигнал мобильного телефона от вышки сотовой связи. Это может означать номер вашей кредитной карты. Это может означать визуальный образ того, как вы проходите через турникет. Существует множество различных типов данных. Некоторые из них можно идентифицировать. По некоторым из них можно объединить разные фрагменты данных и придумать способ идентифицировать кого-то.

Эти предложения были тщательно изучены и везде возникает вопрос о том, что происходит с данными, дали ли мы свое согласие как жители предоставить данные и то, как мы их используем, — всё это очень уместные вопросы. Они требуют долгих обсуждений и размышлений, потому что ими можно злоупотреблять.

В чём разница между обширным сбором данных, который сейчас ведётся крупными технологическими компаниями, и тем, как это было бы в умном городе? Города используют огромное количество данных. Индустрия умных городов рассматривала все эти данные как прекрасную возможность соединить алгоритмы и технологии с данными и посмотреть, что получится. Это основано на том факте, что нам приходится передавать много данных муниципальным органам власти через наши счета по налогу на имущество, наши счета за газ, наши счета за коммунальные услуги.

Например, некая компания «умного города» получила доступ к водительским правам в одном из штатов США. И на всех правах есть фотография владельца лицензии. Они собрали все эти изображения, чтобы создать огромную базу данных лиц. И уж точно никто из тех, кто получил водительские права в этом штате, не дал на это разрешения. Вот вам и утечка.

Сбор данных должен быть инструментом, а не самоцелью. Мы полагаемся на данные во всех аспектах нашей жизни. Данные важны, но это не единственное, что вам следует использовать. Городской дизайн является хорошим примером того, как в нём используется множество цифровых технологий, которые помогают создавать более качественные пространства и более качественные здания, но, чтобы сделать это, вы должны знать и испытать эти места в реальной жизни.

По мере того, как мы переходим к низкоуглеродной энергетической системе, в которой используется много электроэнергии и меньше энергии на основе углерода, технология, необходимая для управления сетями, не является чем-то, что люди способны действительно воспринимать. И существует множество приложений для интеллектуальных сетей, которые находятся на разных стадиях разработки, которые действительно важны и будут играть важную роль в том, как мы избавимся от углерода.

Общественность действительно обеспокоена слишком большим количеством и слишком навязчивыми технологиями. И поэтому здесь было много противодействия канадскому проекту, достаточное для того, чтобы его закрыли.

И в Барселоне было много подобных возражений. Поэтому местный муниципалитет действительно стремился учесть мнение общественности при внедрении новых типов технологий умного города. Итак, у них была вся эта модель управления, которая очень демократична, и в ней больше участия общественности. И это здоровый признак.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~ca41e
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.