Технологии

Умные города – это прежде всего безопасность

12 Апреля 2022
Умные города – это прежде всего безопасность

Нарушения безопасности умного города могут иметь очень серьёзные последствия — они могут быть опасными для экономики и даже для жизни, если с ними обращаться неправильно.

Термин «умный город» используется в разных смыслах. Согласно StrategITcom, умный город определяется как «набор приложений, использующих общую безопасную инфраструктуру, центры обработки данных и хранилища данных на уровне устройств для передачи критически важных и некритических данных». Умные города — это не просто новая идея. Решение проблемы предоставления услуг и улучшения качества жизни горожан является социальным императивом, поскольку ожидается, что к 2050 году 70% населения мира будет жить в городских центрах.

Примеры преимуществ умных городов включают недорогой или бесплатный общественный транспорт, улучшение качества окружающей среды, лучшее здравоохранение, более широкий доступ к возможности получения образования, а также повышение уровня жизни. Концепция технологии, обеспечивающей лучшую жизнь, подразумевает обязанность заботиться о том, чтобы мы не внедряли инновации, имеющие проблемы с безопасностью, предполагая, что мы исправим их позже. Потенциальные человеческие жертвы, связанные с нарушением работы городских служб, ограничением доступа к здравоохранению и потерей конфиденциальной личной информации, слишком велики, чтобы рисковать развёртыванием технологии «умного города» без соразмерной защиты систем и данных по всем направлениям.

К сожалению, в этом контексте существует множество барьеров на пути к «общей безопасной инфраструктуре». Безопасность в умных городах ни в коем случае не является данностью, и сейчас пришло время заняться этим.

Умные города часто сосредоточены на том, какие приложения или варианты использования могут принести пользу сообществу, что требует значительного времени, участия и ресурсов для планирования и реализации. Безопасность редко находится на переднем крае обсуждения. Почему? Как я это вижу, ответ сводится к нескольким различным причинам.

Во-первых, безопасность не была в центре внимания, когда разрабатывались эти технологии. Исторически сложилось так, что одной из самых больших проблем при развёртывании сложных новых технологий было просто заставить их работать. С введением средств контроля безопасности это становится значительно более сложным и длительным процессом.

Вторая причина заключается в том, что значительная часть систем, составляющих муниципальную инфраструктуру, не подпадает под категорию традиционных информационных технологий (ИТ). Операционные технологии (OT), также известные как системы управления производством (ICS), используются во всех государственных службах, таких как системы, которые защищают наше водоснабжение или управляют отходами.

Поверхность атаки в муниципалитетах находится на грани экспоненциального роста по мере развёртывания большего количества устройств Интернета вещей (IoT). Сегодня население взаимодействует с городской инфраструктурой через приложения для смартфонов, взаимосвязанные уличные фонари, системы управления дорожным движением и автономные транспортные средства. Вскоре более широкий спектр камер и датчиков будет взаимодействовать с муниципальной сетью, развёрнутой инфраструктурой 5G. Ожидается, что количество устройств IoT увеличится до миллиардов. Отчёты об угрозах указывают на то, что исключительно легко получить несанкционированный доступ через широкий спектр датчиков, развёрнутых в инфраструктуре умного города, чтобы вызвать физическое разрушение, прерывание обслуживания и нарушение ритмов городской жизни.

Наконец, третья причина — разрозненность и организационные ограничения. Возьмем, к примеру, столичный регион с межгородскими услугами, такими как региональный транспорт и сети управления движением. Он состоит из множества муниципалитетов, и они управляются независимо. Технология умного города далека от стандартизации. Как эффективно заставить все эти муниципалитеты согласовывать и реализовывать совместимые решения, которые возлагают как капитальные, так и операционные расходы на и без того напряжённые муниципальные бюджеты? Во многих небольших городах также нет специалистов по кибербезопасности из-за небольшого бюджета и различных приоритетов.

Умные города, созданные с соблюдением требований безопасности, должны стать общим видением исследовательских групп в области компьютерных наук в академических кругах, технологических компаний частного сектора, государственного сектора и поставщиков инновационных нишевых решений. Можно комплексно решить проблемы безопасности, начиная с центра обработки данных и заканчивая многооблачными решениями высокой доступности и безопасностью на дальнем крае.

По мере расставления приоритетов в инициативах в области умного города, необходимо объединить проектирование и безопасность в настольных упражнениях умного города в рамках интеративного цикла DevOps (системная инженерия), который отодвигает вопросы безопасности далеко влево. Города заслуживают безопасности, готовой к будущему, и способности выявлять уязвимости на временной шкале, которая является максимально превентивной и эффективной для предотвращения нарушений после их возникновения. Проектирование, внедрение и обеспечение устойчивости «умного города» — это совокупность людей, процессов и технологий, которые сегодня требуют особого внимания.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Dark Reading
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~cTVLT
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.