Технологии

Очередные варианты альтернативных систем ГНСС

12 Ноября 2021
Очередные варианты альтернативных систем ГНСС

Никогда с самого момента своего появления в 1995 году GPS не уделялось столько внимания её целостности. Появление других ГНСС не сняло остроту вопроса.

Как сказано на веб-сайте правительства США, «сейчас почти все новые военные объекты, от транспортных средств до боеприпасов, оснащены GPS».

Пресловутая операция «Буря в пустыне» 1991 года, инициированная Соединёнными Штатами, стала первым конфликтом, в котором ГНСС использовалась регулярно. Navstar помогала в точных бомбардировках, артиллерии, манёврах сухопутных войск, спецназе и боевых поисково-спасательных операциях. Тридцать лет спустя США и их союзники полностью полагаются на GPS.

Эта уязвимость была подчёркнута в докладе правительства Великобритании за 2018 год.

Целостность военных GPS-сигналов защищена с помощью M-кода. M-код – это зашифрованный сигнал, доступный только устройствам конечных пользователей. Сигналы М-кода передаются со спутников на более высоких уровнях мощности, что затрудняет их глушение. Это даёт военным США и НАТО некоторую защиту от помех GPS, реальных или непреднамеренных. 

Спутники GPS вращаются на высоте около 10907 морских миль (20200 км). К тому времени, когда сигналы достигают Земли, они становятся очень слабыми. Это позволяет легко глушить их при относительно небольшой мощности. Это также делает их жертвами естественных метеорологических явлений и рельефа местности или строительных препятствий, которые могут ухудшать или блокировать сигнал.

Проект Marinav изначально был нацелен на национальную морскую инфраструктуру Соединённого Королевства. В нём рассматривался вопрос о предоставлении «устойчивых высоконадёжных PNT для судов и портов». Проект исследовал в основном наземные технологии PNT, выходящие за рамки ГНСС. Они должны были быть способны обеспечивать точность определения местоположения судов, приближающихся к порту, с точностью десять метров.

Одной из технологий-кандидатов, рассмотренных проектом, была усовершенствованная навигация на большие расстояния, более известная как eLoran. Как следует из названия, это потомок древней навигационной системы LORAN.

Это радионавигационная система, разработанная в США во время Второй мировой войны. Она использовала тот факт, что радиоволны распространяются со скоростью света, 16595 морских миль в секунду (299 274 км/сек). Система передавала один радиоимпульс на частотах от 90 кГц до 110 кГц каждые полсекунды. Каждая станция имела два передатчика, разделённых друг от друга на 10 морских миль (18,5 км). Если корабль с приёмником Loran расположен точно посередине между двумя передатчиками, то полсекундные импульсы от каждого передатчика будут приниматься одновременно. Импульсы от обоих передатчиков будут совпадать по фазе. Если корабль находится ближе к северному передатчику, импульсы будут не в фазе. Импульсы от северного передатчика достигнут корабельного приёмника немного быстрее, чем приёмник южного передатчика. Вычисляя временную задержку между северным и южным импульсами, корабль может рассчитать свое положение относительно каждого передатчика. Учитывая, что расстояние между двумя передатчиками (десять морских миль) известно, всё, что нужно, – это небольшая тригонометрия, чтобы показать местоположение судна. Корабль находится там, где сходятся две оси северного и южного передатчиков.

К концу 2000-х годов LORAN канула в Лету. Пришедшая ей на смену eLoran использует те же частоты, что и LORAN, но на этом сходство заканчивается. Стандартный ансамбль eLoran, охватывающий определённую область, будет использовать три передатчика на определённом расстоянии друг от друга. Все три передают восемь радиоимпульсов, каждый с интервалом в одну миллисекунду. Все эти импульсы будут транслироваться всеми тремя передатчиками на одной и той же частоте. Поскольку они используют одну и ту же частоту, все три передатчика не могут транслировать сигнал одновременно. Первый передатчик передаёт свою группу из восьми импульсов, за которой следуют второй и третий. Временная задержка между этими передатчиками, передающими свои импульсы, называется задержкой излучения (ED). Как только цикл импульсных передач завершён, возникает временная задержка. Затем процесс начинается заново.

«К тому времени, как сигнал GPS мощностью 48,8 Вт достигает Земли, его мощность составляет одну миллионную от одной миллиардной ватта, – говорит Троубридж Литтлтон, президент и соучредитель Hellen Systems. – Сигналы eLoran имеют мощность передачи в один мегаватт. Это в пять миллионов раз мощнее GPS. Более того, низкие частоты сигналов eLoran позволяют им проникать в здания, а также на некоторое расстояние под землей и под водой. Диапазон также важен. Один передатчик eLoran может иметь дальность действия 1162 км. Одна группа из пяти передатчиков eLoran могла бы охватить территорию Великобритании».

В Европе передатчики Loran остаются, хотя и отключены, во Франции, Германии, Италии, Норвегии и Испании. Другие станции существуют в аналогичном законсервированном состоянии в Канаде и Соединённых Штатах. Более отдалённые станции можно найти в Индии, КНР, Республике Корея и Саудовской Аравии. Тем не менее, Литтлтон признает, что необходимо строить новую инфраструктуру. Это обусловлено требованиями, предъявляемыми к антеннам для покрытия областей, представляющих интерес, где пользователям требуется устойчивая PNT не от ГНСС.

По словам специалиста, Европейское космическое агентство заинтересовано в применимости eLoran в ЕС, чтобы обеспечить как альтернативу ГНСС, так и дополнение к PNT, поставляемому Galileo. 

При этом, eLoran –не панацея. Это может быть одна из многих технологий, формирующих глобальную PNT, «система систем». Другие могут включать в себя всё, от стандартных инерциальных навигационных систем до автоматической, визуальной, радиолокационной и небесной навигации. Только такой подход обеспечивает избыточность, устойчивость и целостность.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам European Security & Defence
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~c6rFR
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.