Технологии

Инновации в геодезии для экологических исследований

14 Июля 2022
Инновации в геодезии для экологических исследований

За последние два десятилетия достижения в области технологий привели к тому, что применение и использование наземных систем обнаружения света и определения дальности, более известных как LiDAR, значительно расширили наши возможности для более точного измерения, мониторинга и моделирования Земли.

Способ дистанционного зондирования, LiDAR, основан на импульсах света, направленных на цель, для измерения вертикальных расстояний с высокой точностью, что позволяет создавать высококачественные 3D-карты с большей скоростью и точностью. Геодезия продолжает оставаться одним из самых быстрорастущих мировых рынков, который двигают технологии. Сочетая науку и технологии, он объединяет более конкретные дисциплины и технологии геодезии, топографии, картографии, позиционирования, навигации, дистанционного зондирования, фотограмметрии и географических информационных систем (ГИС).

Профессионалы в области геодезии и геоматики теперь могут использовать широкий спектр программного обеспечения, спутниковое, гидролокационное 3D-сканирование и технологию беспилотных летательных аппаратов, распространять и хранить географические данные. В этой отрасли всё быстро меняется, включая способы обработки и представления данных.

В прошлом LiDAR обычно использовался для обеспечения безопасности, работы полиции и военных. Но его исключительная способность картировать и быстро предоставлять данные о больших территориях нашла ему применение для изучения береговых линий, лесных массивов, ледников и городов, которые из-за их плотности и разной высоты часто очень сложны для навигации и картографирования пешком или с помощью спутника.

Возможность относительно легко и быстро создавать высоко детализированные трёхмерные карты может предоставить учёным, защитникам природы и государственным служащим информацию, необходимую им для понимания биоразнообразия района, геологической истории, неожиданных различий рельефа и изменений с течением времени. Высокоточные карты растительного покрова и береговой линии особенно важны в таких областях, как управление наводнениями и прибрежной зоной, мониторинг экосистем и управление биоразнообразием.

В настоящее время стали появляться организации, которые используют наземное лидарное сканирование (TLS) в качестве инструмента измерения изменений. В сочетании с ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) исследователи смогли измерять, отслеживать и моделировать геоморфологические характеристики оползней в цифровом виде. Чаще всего их подход сочетает в себе бортовое сканирование LiDAR с мобильным картографическим решением (MMS), которое можно носить на спине.

MMS может захватывать и собирать данные в помещении, на открытом воздухе и под землёй, а в сочетании с ГНСС позволяет учёным получить наземный эквивалент аэрофотосъемки LiDAR и создать 3D-модель. Он сочетает в себе пять камер с обзором на 360 градусов и два профилировщика LiDAR со сверхлёгким шасси из углеродного волокна. С добавлением внешнего источника света также возможно точное сканирование туннелей и пещерных систем. Система также может быть установлена на транспортном средстве для мобильного картографирования больших площадей или на столбе для опускания в пустоты или воронки.

Важно отметить, что MMS позволяет аварийно-спасательным службам собирать данные в 3D во время пеших прогулок в опасных зонах; и, в сочетании с SLAM (одновременная локализация и картирование), который использует функции, полученные при сканировании, для ориентации конечного облака точек; его высокоточный IMU (инерциальный измерительный блок) отслеживает трёхмерное движение устройства для достижения точных определений местоположения даже во время сбоев ГНСС. Эта способность комбинировать различные технологии (LiDAR, ГНСС, БПЛА, InSAR) для создания системы, превосходящей сумму её частей, привела к созданию мощного инструмента для исследований и промышленности.

Существующие устройства ГНСС работают с субсантиметровой точностью и могут использоваться для получения точных съёмок нелинейных объектов, включая водотоки, где глубину дна нельзя записать так же легко, как другие объекты. Компании находятся в процессе разработки недорогой системы ГНСС в качестве прочного «одноразового» решения для мониторинга движения оползня, скорости потока ледника, вулканической деформации, эволюции берегов или дифференциального проседания грунта. Кроме того, дроны теперь могут быть оснащены цифровыми камерами, тепловыми детекторами, мультиспектральными камерами и сканерами LiDAR для предоставления высокоточных данных с полным охватом 2D- и 3D-моделей.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам Laboratory News

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~XxbfB
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.