Технологии

Роскосмос: За последние три года поставки отечественной ЭКБ космического назначения выросли в 2,5 раза

9 Июня 2021
Роскосмос: За последние три года поставки отечественной ЭКБ космического назначения выросли в 2,5 раза

Российские предприятия в 2,5 раза увеличили поставки электронно-компонентной базы космического назначения за последние три года. Хотя проблемы в сфере микроэлектроники категории space еще существуют, к 2025 году будет завершен перевод новейших спутников «Глонасс» на отечественные комплектующие. Об этом заявил в среду глава государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.  

«Мы в 2025 году завершаем программу импортозамещения всех элементов для нового поколения «Глонасс». Это не значит, что мы полностью будем все делать, на самом деле даже Соединенные Штаты ничего не делают полностью. Существует естественная нормальная международная кооперация в таких сложных вопросах как производство радио- и микроэлектронники, тем более космического назначения, так как она должна быть радиационностойкая. Тем не менее основные наши проблемы к 2025 году мы полностью решим. За последние три года наша промышленность в 2,5 раза увеличила поставки электронной компонентной базы космического назначения», - сказал он в эфире радио «Вести FM». 

Рогозин отметил, программа импортонезависимости, особенно в сфере микроэлектроники, является одной из самых чувствительных проблем для космической сферы. «Потому что у нас микроэлектроника хромает. 

А ведь космический аппарат на 95% состоит из микроэлектроники», - сказал глава госкорпорации, отметив, что в то же время в части ракетостроения никаких проблем с комплектующими нет. 

«У нас ракет космического назначения более чем достаточно, их мы делаем прекрасного качества, и их достаточно для того, чтобы выйти на первое место по количеству запусков. У нас проблемы именно со спутниками, потому что не хватает иногда некоторых элементов этих спутников, которые не поставлены, несмотря на подписанные контракты. Поэтому пришлось оперативно налаживать их производство в России», - отметил Рогозин. 

США ввели санкции против российских спутникостроителей в 2014 году, наложив экспортные ограничения на ряд комплектующих, необходимых для производства, в том числе, спутников «Глонасс». По мнению экспертов в космической отрасли, эти санкции стали причиной того, что отечественная навигационная система ГЛОНАСС до сих пор не достигла заявленных практически 10 лет назад точностных характеристик. В утвержденной правительством в 2012 году ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» отмечается, что к концу 2020 года для обычных гражданских пользователей точность системы должна была улучшиться с 9,6 метра до 8,5 метра, а точность для спецпотребителей с 2,8 метра до 0,6 метра. Пока же средняя потребительская точность по состоянию на 2020 год остается чуть лучше уровня 2012 года — 9,5 метра.  

В конце 2020 года генеральный директор компании «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» Николай Тестоедов заявил, что осталось запустить ещё 24 навигационных космических аппарата «Глонасс» с зарубежными комплектующими до 2025 года (при этом по информации Минпромторга доля зарубежных комплектующих в старых спутниках «Глонасс» доходит до 80%), после этого в космос планируют отправлять полностью российские  КА «Глонасс».  

Для преодоления кризиса в сфере производства отечественной электроники сейчас по линии Минпромторга формируются специальные программы. В декабре 2020 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что правительство РФ планирует выделить 235 млрд рублей до 2023 года на поддержку радиоэлектронной промышленности. Более половины этих средств будет направлено на прямые НИОКР, субсидирование по созданию новой микроэлектроники ЭКБ, а также инфраструктуру для её разработки.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~WuXKh
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.