Технологии

Роскосмос: Вопрос космической экологии становится очень актуальным

27 Апреля 2023
Роскосмос: Вопрос космической экологии становится очень актуальным

Вопрос космической экологии - очистки орбит от космического мусора - становится все более и более актуальным. Особенно, если принять во внимание тот факт, что к 2025 году на орбите будут работать около 70 тысяч спутников, а аварийные ситуации из-за космического мусора происходят уже сейчас, когда спутников на порядок меньше. Такое мнение выразил генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов на просветительском марафоне «Знание. Первые».

«Сегодня действующих спутников - свыше 7,5 тысяч. К 2025 году планируется около 70 тысяч, т. е. на порядок выше. Особенно те объекты, срок активного существования которых закончились и которые естественным образом снижаются и когда-нибудь сгорят в атмосфере … конечно, они мусорят космическое пространство. И это становится проблемой», - сказал он.

В качестве примера он привел нештатные ситуации с российскими кораблями «Союз МС-22» и «Прогресс МС-21». «Те две нештатные ситуации … в декабре прошлого года и в январе, которые случились с нашими кораблями. Когда метеорит и может быть мусор - до конца мы еще не разобрались, но это точно внешнее воздействие - нарушило систему терморегулирования, поставило под угрозу жизни экипажей. Это вопрос не праздный», - отметил Юрий Борисов.

Он добавил, что задачу с космическим мусором помогает нивелировать проект «Млечный Путь», который помогает отслеживать все объекты в космосе, чтобы прогнозировать столкновения. Кроме того, Россия планирует использовать ядерный буксир «Зевс» как сборщика мусора.

«Вопрос космической экологии становится очень актуальным», - подчеркнул глава госкорпорации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~WVh9H
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.