Борьба с подменой навигационного сигнала стала критической проблемой

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) организует встречу представителей авиационной промышленности. На неё соберутся производители самолётов и регулирующих органов для решения растущей угрозы спуфинга ГНСС – проблемы, которая считается «растущей проблемой».
С сентября прошлого года всплеск инцидентов со спуфингом был вызван электронной борьбой в зонах боевых действий, окружающих Восточную Европу и Ближний Восток. За последние два года помехи сигналов для коммерческих авиакомпаний увеличились в четыре раза, что привело к незапланированным посадкам и повышенному риску международного кризиса.
ЕС обещает этой весной запуск двух новых навигационных спутников Galileo, и ещё два запланированы на лето или осень. Европейская ГНСС попытается стать созвездием, которое модернизирует свою защиту от спуфинга путём интеграции сквозной системы для проверки подлинности сигнала.
В настоящее время эта тема также всё чаще переходит в основные новостные репортажи, поскольку обычные граждане испытывают дрожь, например, когда ошибочные данные передавались через пошаговое навигационное приложение, информирующее израильских водителей о том, что они приближаются к сектору Газа на фоне продолжающегося регионального конфликта.
Однако это также означает поворотный момент для других критически важных отраслей, полагающихся на ГНСС. То, что первыми испытают авиационный сектор и пользователи навигационных приложений, неизбежно будет распространено дальше за пределы поля боя.
С ростом сложности электронной и кибервойны в сочетании с резким снижением затрат, необходимых для проведения спуфинга, то, что критически важные отрасли столкнутся с сбоями, это уже не просто возможность, а скорее уверенность.
Учитывая, что многочисленные критически важные отрасли и современная инфраструктура зависят от ГНСС – буквально все, от судоходства до финансового сектора и реагирования на чрезвычайные ситуации, – мы несём общую ответственность за расширение диалога за пределы текущей отрасли и предложение жизнеспособных решений.
К счастью, технология для борьбы с этой развивающейся угрозой доступна. Критические отрасли могут быть оснащены необходимыми средствами для защиты от спуфинга. Существует несколько уровней защиты, которые могут быть внедрены для устранения этой угрозы.
Как минимум, отрасли должны смотреть на интеграцию подхода с несколькими ГНСС в сочетании с передовыми методами автономного мониторинга целостности приёмника (RAIM) и обнаружения и исключения неисправностей (FDE) для повышения целостности позиционирования.
Кроме того, очень важно включить новые инерциальные навигационные системы (INS) с расширенным мониторингом целостности для обнаружения и смягчения последствий спуфинга. В частности, INS с использованием искусственных нейронных сетей (ANN) обеспечивает значительное улучшение обнаружения спуфинга и резервного копирования Assured PNT (A-PNT) по сравнению с более старыми системами, которые используют традиционную фильтрацию Kalman.
Также важно, чтобы частный сектор взял на себя роль в минимизации воздействия спуфинга ГНСС путём быстрой оценки и развёртывания систем, которые могут идти в ногу с этой растущей озабоченностью.
Одновременно регулирующие органы должны сотрудничать с частным сектором для создания рамок, способствующих быстрой технологической интеграции. Ускорение процессов сертификации без ущерба для стандартов безопасности гарантирует, что оборудование останется на переднем крае защиты от постоянно меняющегося ландшафта угроз.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников