Внедрение

Договариваться о словах, потом приступать

28 Августа 2024
Договариваться о словах, потом приступать

13 июня 2024 г. на сайте журнала «Вестник ГЛОНАСС» была опубликована заметка известного независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Константина Рейтора под названием: «Об очередном, уже 402-м сравнительно честном способе отъёма денежных знаков у беззащитных госучреждений и частных лиц». Заметка была посвящена разработанному Минтрансом проекту федерального закона о внесении изменений в «О Государственной автоматизированной информационной системе “ЭРА-ГЛОНАСС”». В ней был анонсирован «разбор полётов» по тексту законопроекта.

В заметке сообщалось, что на проект закона автором было составлено заключение по результатам антикоррупционной экспертизы. Установленный законодательством месячный срок на ответ со стороны ведомства-разработчика давно уже миновал. Реакции нет. Не исключено, что интерес к законопроекту у его инициатора пропал. Но тем не менее автор посчитал необходимым закончить разговор об этой законодательной новелле. По его мнению, такой разговор мог бы ярко проиллюстрировать общую проблематику российского нормотворчества относительно качества терминологической работы.

Эту тему автор поднимает последовательно из публикации в публикацию, и в этот раз он предлагает заинтересованным читателям совершить с ним увлекательную прогулку по стране «Терминоведение в правовом поле».

Принципиальный подход автора состоит в том, что термин «юридико-лингвистическая неопределённость», который в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов указан в самом конце списка коррупциогенных факторов, однозначно следовало бы поместить в самое начало списка. Сам термин обозначает на языке закона терминологические дефекты в текстах нормативных актов.

Ведь, собственно, с такой неопределённости, а если глубже, то дефектности законодательных и иных нормативно-правовых дефиниций и начинается коррупциогенность нормативных актов.

Известная максима: «как яхту назовёшь, так она и поплывёт», получает новое прочтение по мере того, как Константин Иванович анализирует новые понятия, появившиеся в законопроекте, и исследует их на аутентичность.

Заставляет задуматься и сопоставление нынешних терминоведческих проблем с экскурсами в историю, когда терминологическая неопределённость тормозила важные для страны технологические проекты. Например, история создания универсальной артиллерийской системы в СССР в 1930-е годы с подачи маршала Тухачевского. Предполагалась, что система будет работать и как зенитка, и как гаубица, и как противотанковое средство, и как обычное орудие. Вопреки расхожему тезису Декарта, предлагавшему прежде, чем начинать дело, «договариваться о словах», не договорились. Дело накрылось.

Итак, приглашаем читателей на «увлекательную прогулку» по стране «Терминоведение в правовом поле» в свежем номере журнала «Вестник ГЛОНАСС».

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~TZeUJ
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.