Технологии

Атомные часы для глубокого космоса

26 Июня 2019
Атомные часы для глубокого космоса

Точная радионавигация – использующая радиочастоты для определения местоположения – имеет важное значение для успеха ряда миссий по исследованию глубокого космоса. Проект «Атомные часы для глубокого космоса» или DSAC предназначен для проверки в полёте миниатюризированных сверхточных ртутно-ионных атомных часов, которые на порядок более стабильны, чем лучшие на сегодняшний день навигационные часы.

Наземные атомные часы – это уже давно краеугольный камень для навигации большинства космических аппаратов глубокого космоса, поскольку они обеспечивают базовые данные, необходимые для точного позиционирования. DSAC обеспечат такую же стабильность и точность для космических аппаратов, исследующих Солнечную систему. Эта новая возможность может навсегда изменить наш подход к осуществлению навигации в глубоком космосе – устранив необходимость «разворачивать сигналы» для отслеживания. Точно так же, как современные глобальные системы позиционирования используют однонаправленные сигналы для обеспечения наземных навигационных услуг, DSAC обеспечат такую же возможность навигации в глубоком космосе – с такой высокой точностью, что исследователям придётся тщательно учитывать релятивистские эффекты или относительное движение наблюдателя и наблюдаемого объекта, на которое влияют гравитация, пространство и время (часы на навигационном спутнике, например, должны быть скорректированы для учёта этого эффекта, или их навигационные фиксации начинают дрейфовать).

Последние 20 лет инженеры Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния, совершенствовали и миниатюризировали ртутно-ионные атомные часы, готовя их к работе в суровых условиях глубокого космоса. В лабораторных условиях точность атомных часов была улучшена до размера дрейфа, не превышающего 1 наносекунды за 10 дней.

Теперь команда DSAC готовит миниатюрные, лёгкие атомные часы – на порядок более точные и стабильные, чем любые другие атомные часы, запущенные в космос – для испытательного полёта на низкой околоземной орбите. Часы будут использовать сигналы ГНСС для демонстрации точности определения орбиты и подтверждения своей эффективности, обещая оптимизацию затрат на миссии, предоставляя больше научных данных и стимулируя дальнейшее развитие автономной радионавигации в глубоком космосе.

В настоящее время проект DSAC создаёт демонстрационный блок и полезную нагрузку, которые будут размещены на космическом корабле, который предоставит компания General Atomics Electromagnetic Systems из Энглвуда, Колорадо. Он будет запущен на околоземную орбиту в 2019 году. Полезная нагрузка будет эксплуатироваться не менее года, чтобы доказать свою функциональность и полезность для однонаправленной навигации.

Проект спонсируется директоратом НАСА по космическим технологиям и Сетью космической связи и навигации НАСА и управляется Лабораторией реактивного движения аэрокосмической администрации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam


Источник: НАСА
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~TJRni
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.