Компании

Беспилотникам укажут путь

25 Июня 2017
Беспилотникам укажут путь

В России создана инфраструктура для массового применения беспилотников. Её разработали в одной из компаний отечественной космической отрасли – холдинге «Российские космические системы» (РКС). Сначала «обкатка» инфраструктуры пройдет в рамках пилотных проектов в Башкортостане, Москве и Московской области, и лишь затем будет масштабирована территорию всей страны. Это позволит начать применять бесплотные авиационные средства для доставки грузов, мониторинга, в сфере страхования, сельском хозяйстве и прочих областях экономики. Появление технической базы для их эксплуатации в одном воздушном пространстве с пилотируемыми летательными аппаратами подтолкнет модернизацию законодательства и даст большой импульс для развития в стране как самих дронов, так и связанных с их применением областей. 

Новая наземная инфраструктура обеспечения трафика беспилотных авиационных средств (БАС), создаваемая в рамках проекта «Инфраструктура федерального сетевого оператора», работы над которым ведет РКС, в режиме реального времени будет принимать, обрабатывать и распространять информацию о местоположении, маршруте и параметрах полета тысяч БАС над территорией России. Маршрут, как обещают её создатели, будет выстраиваться автоматически по заявке оператора летательного аппарата. Такой алгоритм работы позволит свести к минимуму бюрократические процедуры и сделать дроны по-настоящему оперативным видом транспорта. 

Новая инфраструктура позволит избегать столкновений БАС, полетов над аэропортами и военными объектами, где аппарат могут просто сбить или жестко посадить, заглушив помехами канал управления и навигационный сигнал. Кроме того, она даст возможность контролировать все, что происходит с аппаратом за пределами прямой видимости. А это, в свою очередь, создает предпосылку для появления индустрии страхования квадрокоптеров, что очень актуально, учитывая стоимость некоторых продвинутых моделей.

ГЛОНАСС, GPS и LPWAN

Сама по себе инфраструктура состоит из нескольких компонентов. За прокладку маршрута отвечает «Платформа навигационных приложений» и «Геоинформационная система», содержащая актуальную информацию о закрытых для полетов зонах и интегрированная с государственными, ведомственными и отраслевыми информационными системами. Специальные приложения для нужд операторов БАС, контент-провайдеров и страховых компаний будут создаваться на основе «Платформы комплексных приложений».

Координаты, скорость и другие параметры полета аппарата будут определяться при помощи глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, а затем передаваться с помощью существующих систем сотовой связи, УКВ-передатчиков и спутниковой связи. Также рассматривается возможность перехода на создаваемые в России сети типа LPWAN (Low-power Wide-area Network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия — ред.), которые специально рассчитаны для «интернета вещей». 

Предполагается, что внедрение новой системы контроля и управления снизит операционные затраты владельцев БАС за счет снижения рисков и создания условий для появления индустрии страхования аппаратов, удобных сервисов и облачного программного обеспечения для расширения возможностей БАС.

Приложения для беспилотников

Все БАС массой более 250 граммов, используемые в стране, должны оснащаться специальным оборудованием, которое с помощью системы спутниковой навигации будет определять его местоположение и параметры движения, а затем по каналу связи передавать эту информацию в систему контроля. На большинстве современных моделей такое оборудование уже устанавливается, вопрос только в адаптации программного обеспечения.

По словам разработчиков, оператор будет подавать заявку на маршрут и получать подтверждение или перечень ограничений. Система автоматически сформирует план маршрута с учетом ограничений и уже поданных заявок. Она же будет контролировать его выполнение. При желании план можно выгрузить в память беспилотника для автономного выполнения полета. При нарушении маршрута оператор получит информацию о необходимых действиях для прекращения нарушения, одновременно эти данные будут получать контрольные органы.

В рамках проекта предусмотрена возможность в будущем создавать специальные приложения для нужд операторов БАС. К примеру, ряд задач для службы доставки может быть автоматизирован и сводиться к выбору адреса полета, как это сегодня происходит в автомобильной навигации. Разработчики учитывают такую возможность на системном уровне — для этого создается специальная облачная платформа комплексных приложений. Принцип ее работы может быть похож на магазины приложений для смартфонов — AppStore и GooglePlay.

Пилотные проекты

Планируется, что опытный образец инфраструктуры будет готов к концу 2017 года. Сейчас планируется первым опытным регионом сделать республику Башкортостан. В ближайшее время там планируется запустить проект по мониторингу дорожной инфраструктуры с помощью беспилотников. В ходе решения этой задачи будут «обкатаны» программные и технические решения, вошедшие в состав инфраструктуры. 

Затем масштабировать инфраструктуру на территорию всей страны РКС будет вместе с Росавиацией, Госкорпорацией по ОрВД, Ростелекомом и НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий». Возможность создания совместного предприятия уже рассматривается.

Источник: «Российские космические системы»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RgEjP
22.12.2025
На сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшемся 12 декабря сего года, генеральный директор Sk Capital Владимир Сакович поднял вопросы финансирования проектов, касающихся «нового космоса».
17.12.2025
На IV федеральном форуме «Цифровой алмаз», который проходит в Якутске с 27 по 29 ноября, генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин, рассказал, что в России более 350 компаний ведут активную работу по укреплению технологического суверенитета российской спутниковой отрасли. Однако простого создания отечественных аналогов недостаточно. Необходимы конкурентоспособные решения, способные совершить прорыв в индустрии и усилить экспортный потенциал.
16.12.2025
В ходе сессии «Космотехника» на инфраструктурном конгрессе «Развивай.РФ», состоявшегося 12 декабря сего года, выступил заместитель генерального директора по стратегическому развитию Роскосмоса Борис Глазков. Он обрисовал нынешнее соотношение государственного и частного участия в ракетно-космической отрасли. Он предрёк, что космическая деятельность у нас в стране ещё достаточно долго будет оставаться бюджетной сферой, и противопоставил её состояние дел за рубежом, где доля частных инвестиций в космос составляет 7-10 процентов от общего объёма. Всё остальное – это тоже государственный бюджет.
09.12.2025
Указ Президента Дональда Трампа в США запускает программу Genesis, направленную на ускорение научных прорывов с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Министерству энергетики поручено интегрировать свои суперкомпьютеры мирового класса и массивы данных в единую платформу ИИ с замкнутым циклом, подключиться к работе рабочей лаборатории и использовать лучшие учёные для преобразования методов проведения научных исследований.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.