Технологии

Эксперты о преимуществах отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

19 Января 2021
Эксперты о преимуществах отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

Российская глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС обладает некоторыми преимуществами перед навигационной системой GPS (США). Такое мнение в интервью газете «Красная звезда» выразил начальник Главного испытательного космического центра имени Титова генерал-майор Сергей Марчук. 

«Основное ее (ГЛОНАСС) отличие от GPS заключается в орбитальном построении — это 24 космических аппарата, находящихся в трех орбитальных плоскостях. Оно обеспечивает оптимальное использование группировки в средних и среднеширотных регионах. Кроме того, космические аппараты ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли, что способствует большей стабильности. Иными словами, она более устойчива к гравитационным резонансным явлениям», - сказал он.

Глава центра также уточнил, что на сегодняшний день система развернута в полном составе. Находящие в орбитальном резерве спутники позволяют обеспечивать работу ГЛОНАСС в случае выхода из строя основных космических аппаратов. «Точность навигационного определения в настоящее время составляет порядка единиц метров», - отметил Марчук.

Как в свою очередь прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв, для России у ГЛОНАСС перед GPS самым основным преимуществом является возможность контроля и управления системой. И здесь ключевую роль играет именно Главный центр имени Г.С.Титова.

Этот центр осуществляет контроль целевых характеристик системы ГЛОНАСС, в том числе, параметров навигационного поля и обеспечивает формирование оперативной навигационной информации, необходимой для реализации высокоточных навигационных технологий в локальном, региональном и глобальном масштабах. Безусловно, подобный контроль и реализация высокоточных режимов навигации производится и с помощью GPS, а также и других глобальных и региональных систем, причем, с довольно высоким качеством. Однако за информацию зарубежных систем никто не несет ответственности перед российскими потребителями. И это касается не только российских потребителей.

Несмотря на то, что работают несколько международных организаций по стандартизации и организации совместного использования средств спутниковой навигации, взаимодополняемость и совместимость навигационных систем остается пока нерешенной проблемой. «Важно отметить, что в итоге у нашего Главного центра существует возможность формирования признаков целостности нашей системы ГЛОНАСС с высокой степенью ответственности, оперативности и технологической независимости. Но эта возможность сильно ограничена по отношению к другим системам. На данном этапе у нас нет адекватной системы контроля их характеристик и нет соответствующей информации от наших зарубежных партнеров. И если подобная ситуация допустима даже для широкого круга пользователей, то для критических и особо важных применений совершенно неприемлема», - подчеркнул Муравьёв.

Кроме того, отметил эксперт, коль скоро система ГЛОНАСС находится под управлением наших экспертов, то они имеют возможность исправлять и упреждать негативные события в системе, связанные со сбоями и отказами, а также осуществлять смены режимов работы. Таким образом, главным преимуществом нашей системы ГЛОНАСС перед GPS и другими зарубежными системами является наличие и четкое функционирование высокотехнологичного органа управления, которым является Главный центр имени Г.С. Титова.

Алексей Муравьёв также отметил, что стоит учитывать и тот факт, что сейчас главную роль в развитии глобальных навигационных спутниковых систем играет наземная инфраструктура, обеспечивающая реализацию бурно развивающихся высокоточных технологий, требующих развертывания высокооперативных информационных и измерительных сетевых структур. Именно наличием таких распределенных высокоточных средств и определяются сегодня основные преимущества навигационных систем. Именно на них и на их развитие ориентируются разработчики перспективных навигационных приемников и комплексов для оснащения транспортных средств, робототехники, спецаппаратуры и всевозможных гаджетов.

«Вот в этом аспекте ГЛОНАСС очень сильно отстает. И его не спасает даже наличие некоторых определенных преимуществ. В итоге мы наблюдаем снижение интереса к нашей системе в мире разработчиков, производителей и потребителей навигационной аппаратуры, особенно на фоне становления европейской и китайской глобальных навигационных систем», - сказал эксперт.

Собеседник журнала подчеркнул, что на повестке дня сегодня стоит вопрос, на который пока нет конкретного ответа: когда в России начнется не эпизодическое, а на федеральном уровне строительство системы высокоточной навигации? Ведь есть планы и проекты, которые пока все еще ждут своего начала, запуска программы космической деятельности в текущем году.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~R0XjI
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.