Технологии

Исследования альтернативной навигации для высоких широт на мюонах

10 Декабря 2021
Исследования альтернативной навигации для высоких широт на мюонах

Управление военно-морских исследований ВМС США объявило победителя конкурса, начав в Арктике испытание концепции альтернативной навигационной системы, использующей мюоны для получения точности, равной точности ГНСС.

Победителем стала команда исследователей из Японии, Англии, США и Финляндии под руководством доктора Криса Стира из спин-компании Geoptic. Они рассчитывают использовать естественный источник излучения, называемый мюонами космических лучей, в качестве альтернативы спутниковым сигналам ГНСС. Уникальность этой работы – в том, что эти субатомные частицы проходят через скалы, здания и землю, проникая в области, где невозможно получить данные ГНСС.

«В ближайшие десятилетия возможность навигации в полярных регионах будет приобретать всё большее значение, поскольку изменение климата открывает арктические водные пути для коммерческой и военной деятельности, – говорит ведущий научный директор по этому проекту доктор Чарльз Эдди. – Этот проект, в котором используются космические релятивистские частицы, которые постоянно падают на всю поверхность Земли, предлагает новаторский подход к проблеме навигации в высоких широтах с небольшим количеством услуг ГНСС или вовсе без них».

Согласно заявлению разработчиков, «мюоны космических лучей – это рентгеновские лучи природы, легко проникающие, перемещающиеся к поверхности Земли и проходящие через искусственные и природные структуры. Каждую минуту через один квадратный метр земли проходит около 10000 мюонов космических лучей; мы используем их для изображения интерьера большой инженерной инфраструктуры. Поместив детекторы космических лучей под объектом, мы можем измерить, сколько из них поглощается при прохождении через интересующую область. Это считывание можно использовать для полностью неинвазивного изображения внутренней структуры объекта, точно так же, как рентген».

Ранее мюонную технологию использовали для построения изображений железнодорожной инфраструктуры (туннелей), построения изображений на месте строительства, добычи полезных ископаемых, разведки нефти и газа и проверки ядерных отходов.

«Как и в случае с эхолокацией, разница во времени между «пингами» – сигналами от пересекающего мюона в наших детекторах – позволит пользователю измерить расстояние от одного детектора до другого с помощью нескольких детекторов, после чего сможет определить местоположение с помощью триангуляции, – говорит доктор Стир. – Этот метод уже был ранее испытан в лаборатории, где мы продемонстрировали процесс преобразования времени пересечения частиц для определения положения детектора».

После первоначальных испытаний системы в водно-погружном резервуаре в Англии, проект переместится в Финляндию для развёртывания в арктическом озере, покрытом льдом толщиной в один метр. На высоких широтах обычные измерения ГНСС проблематичны из-за их орбитальных ограничений.

Проект направлен на решение проблемы развёртывания ряда строго определённых датчиков, таких как высоко синхронизированный набор распределённых часов (с точностью до 10 миллиардных долей секунды), чтобы минимизировать предполагаемую неопределённость положения, а также их интеграцию с мюонными детекторами.

«Нам также необходимо развернуть нашу систему в арктических погодных условиях (обычно –20 градусов по Цельсию), в изолированной среде и частично под водой, – добавил Стир. – Холодная среда влияет на многие аспекты проекта – от персонала до обеспечения устойчивости электроники к холоду. Море в целом прозрачно для мюонов космических лучей, поэтому мы ожидаем, что появится ряд возможностей для научной подводной навигации».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Inside GNSS
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~MqvRx
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.