V2X как драйвер продаж подключённых автомобилей

Согласно многим исследованиям и прогнозам технология V2X станет стандартом для большинства автомобилей. Так, до 2034 года Китай намерен ежегодно выводить на дороги 30 миллионов новых автомобилей с поддержкой V2X.
Подключённый автомобиль будущего будет использовать не только стандартное сотовое соединение смартфона с сетью, но и преимущества выделенных каналов связи безопасности V2X. V2X – Vehicle-to-Everything – использует Wi-Fi или сотовую технологию для облегчения связи с другими транспортными средствами и дорожной инфраструктурой. Если стандарты безопасности или правового регулирования потребуют этой технологии, то V2X станет «цифровым ремнём безопасности» будущего, обещающим снизить количество аварий, уменьшить заторы и сократить выбросы во всём мире, позволяя системам безопасности транспортных средств взаимодействовать друг с другом и с инфраструктурой городского трафика, даже во время проливного дождя, густого тумана или забитых автостоянок.
Две самые популярные технологии — V2X, DSRC и C-V2X — требуют разного оборудования. DSRC основан на протоколах Wi-Fi, а C-V2X — на протоколах 4G или 5G. В настоящее время по всему миру на дорогах находится около 1 миллиона автомобилей, подключённых к V2X, причём в основном они сосредоточены в Европе и Китае. Около половины рынка использует технологию на основе DSRC (автомобили Volkswagen Golf 8 и ID.X оснащены в Европе системой ITS-G5 (эквивалент DSRC в ЕС), известной как Car2X), а другая половина рынка использует технологию C-V2X, причём большая часть этих автомобилей доступна в Китае. Эксперты прогнозируют значительный сдвиг рынка в сторону технологии C-V2X: по прогнозам, к 2034 году более 90% рынка будут использовать технологию C-V2X на базе 5G. Самый большой вклад в этот сдвиг вносит регулирование – два крупнейших автомобильных рынка в мире. В США и Китае правительственные организации активно продвигают внедрение C-V2X и официально отказались от технологии DSRC. Индия, Корея и Япония, скорее всего, последуют международным тенденциям, установленным США и Китаем. ЕС — это регион, который официально технологически нейтрален, но имеет сильную существующую базу DSRC/ITS-G5. ЕС, скорее всего, сохранит технологический нейтралитет, а некоторые поставщики модулей C-V2X предлагают системы «Dual RAT», которые поддерживают как C-V2X, так и технологию V2X на основе Wi-Fi, а это означает, что DSRC сохранит некоторую долю рынка во всём мире. DSRC+, основанная на новейших технологиях Wi-Fi, может повлиять на рынок, но аналитики приходят к выводу, что технологические улучшения могут быть слишком незначительными и слишком запоздалыми, а DSRC — это технология, которая имеет гораздо меньший импульс по сравнению с C-V2X.
Если технология включена в программу оценки новых автомобилей (NCAP), OEM-производители, стремящиеся достичь высокого рейтинга безопасности, должны использовать её, чтобы пройти определённые тесты. Китай объявил о включении V2X в CNCAP с 2024 года, что должно привести к значительному росту этой технологии в Китае. Многие производители стремятся получить 5-звёздочный рейтинг по NCAP, поскольку оценки NCAP могут существенно повлиять на продажи. Как уже было замечено в прошлом в отношении других технологий безопасности, таких как автоматическое экстренное торможение (AEB), включение в национальную оценку NCAP может стать важным стимулом для внедрения новой технологии безопасности. Например, по данным EU NCAP, AEB вырос с 5% новых автомобилей в 2014 году (до включения в NCAP ЕС) до 71% новых автомобилей в 2021 году (через семь лет после включения в NCAP ЕС). Некоторые OEM-производители, особенно ориентированные на более низкую цену, могут не уделять приоритетное внимание оценкам безопасности NCAP, хотя определённые технологии безопасности, такие как связь V2X, всё равно могут быть включены в транспортные средства, если OEM-производитель считает, что эта технология станет важным драйвером продаж транспортных средств. Некоторые региональные регулирующие органы потенциально могут обязать использовать технологию V2X во всех новых автомобилях.
Одна из областей, где V2X может оказать наибольшее влияние, — это автономные транспортные средства (AV). Количество и сложность датчиков в беспилотном транспортном средстве огромны и увеличиваются с уровнем автономности. AV-системы, подобные тем, что находятся в Фениксе или Сан-Франциско, в настоящее время в большей части своего восприятия зависят от LiDAR, радара и камер. Каждый датчик выполняет важные функции и обеспечивает надёжную и безопасную работу, но эти автомобильные сенсорные системы ограниченны прямой видимостью. Используя DSRC или C-V2X, автономные транспортные средства могут передавать информацию на выделенной частоте (~ 5,9 ГГц), при этом V2X действует как дополнительный датчик, который работает в любых погодных условиях и может преодолевать стены и препятствия, эффективно решая проблему со зрением. Основным возможным методом достижения этой цели является использование V2X для трансляции информации о местоположении каждого автомобиля. Подключённое транспортное средство, получающее информацию, может рассчитать вероятность столкновения с другим транспортным средством, используя бортовые вычисления. Если риск высок, водитель (или пассажир беспилотного транспортного средства) будет немедленно предупреждён, и система соответствующим образом скорректируется, чтобы безопасно и эффективно избежать столкновения.
Возможность подключения V2X не станет основным фактором для беспилотных транспортных средств до 2026 года. Технология может стать обязательной для беспилотных автомобилей в определённых регионах по нормативным причинам, или стандарты безопасности, такие как NCAP, могут интегрировать V2X в тестирование передовых систем помощи при вождении (ADAS), что также применимо к автономным транспортным средствам.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников