Внедрение

Эксперт о спутниковых технологиях в современном юридическом процессе

9 Ноября 2022
Эксперт о спутниковых технологиях в современном юридическом процессе

Современные следователи, сотрудники органов внутренних дел, адвокаты в своей профессиональной деятельности активно используют данные спутниковой навигации. Уже сейчас спутниковая аппаратура помогает точно определить координаты происшествия или преступления, в будущем спутниковые данные могут выступать научно-техническими средствами при получении доказательств.

Как отметил заместитель руководителя правового департамента Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», юрист с 33-летним стажем работы Константин Рейтор, наиболее мощным органом, осуществляющим оперативно-розыскные действия, является МВД России. В органах внутренних дел с помощью навигационной аппаратуры решаются задачи мониторинга транспортных средств и сотрудников при управлении силами и средствами ОВД, перевозки личного состава и подозреваемых. Кроме того, частой стала практика поиска похищенных транспортных средств с помощью спутниковых противоугонных систем, раскрытие преступлений с использованием малогабаритных автономных устройств и трекеров. Конечно же возможна фиксация мест аварий с помощью навигационных средств при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также оперативное реагирование на чрезвычайные происшествия с использованием средств ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

По словам эксперта, навигационная информация начинает использоваться уже с момента фиксации факта самого происшествия - указываются географические координаты места происшествия (широта и долгота). «В дальнейшем отдельные виды спутниковой навигационной аппаратуры могут выступать научно-техническими средствами при получении доказательств (выполнении следственных

действий и т.д.), либо быть источником доказательственной информации, выступающей в виде навигационной, то есть сведениями о пространственно-временных характеристиках транспортных средств, включая скорость, на момент ДТП, а также и в определённые периоды времени. Фактически теперь у дорожно-транспортных происшествий имеются и виртуальные следы», - отметил он.

Константин Рейтор также подчеркнул, что навигационная информация применяется не только при расследовании дел о транспортных правонарушениях,

но и преступлениях против личности. Также важной сферой применения спутниковой навигации является поиск пропавших, когда данные с их смартфонов или специальных навигационных датчиков могут указать места их возможного нахождения. Также навигация помогает обеспечивать контроль за подозреваемыми или и осуждёнными, которые отпущены под домашний арест.

Полный текст статьи читайте в новом выпуске журнала «Вестник ГЛОНАСС»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Kr67S
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.