Технологии

Действующие ГНСС помогут в освоении Луны

11 Апреля 2022
Действующие ГНСС помогут в освоении Луны

Инженеры космической связи и навигации NASA оценивают потребности в навигации для программы «Артемида» (Artemis), в том числе определяются с возможностями точной навигации, необходимой для установления первого устойчивого присутствия на лунной поверхности.

По мнению штатовских специалистов, лунные миссии дают возможность протестировать и усовершенствовать новые методы космической навигации. Луна может служить испытательным полигоном, который расширяет наш навигационный инструментарий для более отдалённых направлений, таких как Марс, например».

В конечном счёте, исследовательским миссиям требуется надёжное сочетание возможностей для обеспечения доступности, отказоустойчивости и целостности, требуемых на месте от навигационной системы. Вот некоторые из методов навигации, которые анализируются в рамках программы:

Радиометрия, оптиметрика и лазерная альтиметрия измеряют расстояния и скорость, используя свойства электромагнитных передач.

Инженеры измеряют время, необходимое передаче для достижения космического аппарата, и делят его на скорость передачи — скорость света.

Эти точные измерения были основой космической навигации с момента запуска первого спутника, обеспечивая точное и надёжное измерение расстояния между передатчиком и приёмником космического аппарата. Одновременно можно наблюдать скорость изменения скорости космического аппарата между передатчиком и космическим аппаратом из-за эффекта Доплера.

Радиометрия и оптиметрика измеряют расстояния и скорость между космическим аппаратом и наземными антеннами или другими космическими аппаратами, используя их радиолинии и инфракрасные оптические линии связи соответственно. В лазерной альтиметрии и космической лазерной локации космический аппарат или наземный телескоп отражают лазеры от поверхности небесного тела или специально предназначенного отражателя для определения расстояний.

Методы оптической навигации основаны на изображениях с камер космического аппарата. Существует три основных направления оптической навигации.

Оптическая навигация на основе звёзд использует для навигации яркие небесные объекты, такие как звёзды, луны и планеты. Инструменты используют эти объекты для определения ориентации космических аппаратов и могут определять их расстояние от объектов, используя углы между ними.

По мере приближения космического аппарата к небесному телу объект начинает заполнять поле зрения камеры. Затем инженеры-навигаторы определяют расстояние космического аппарата от тела, используя его оконечность — видимый край тела — и центроид, или геометрический центр.

При максимальном сближении космического корабля Terrain Relative Navigation использует изображения с камеры и компьютерную обработку для определения известных особенностей поверхности и расчёта курса космического аппарата на основе местоположения этих особенностей в эталонных моделях или изображениях.

Американское аэрокосмическое агентство разрабатывает возможности, которые позволят миссиям на Луну использовать сигналы созвездий ГНСС. Эти сигналы могут улучшить синхронизацию, повысить точность позиционирования и помочь автономным навигационным системам в окололунных и лунных пространствах.

Автономное навигационное программное обеспечение использует такие измерения, как радиометрия, астрономическая навигация, альтиметрия, навигация относительно местности и ГНСС, для выполнения навигации на борту без контакта с операторами или объектами на Земле, что позволяет космическим аппаратам маневрировать независимо от наземных диспетчеров миссии. Этот уровень автономии позволяет реагировать на динамичную космическую среду.

Автономная навигация может быть полезна для исследования дальнего космоса, где задержка связи может затруднить навигацию на месте. Например, миссии на Марс должны ждать от восьми до 48 минут для связи с Землей в обе стороны в зависимости от динамики орбиты. Во время критических маневров космическим кораблям требуется немедленное принятие решений, которое может обеспечить автономное программное обеспечение.

LunaNet — коммуникационная и навигационная архитектура, разработанная в рамках программы Space Communications and Navigation (SCaN).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Clarksville Online
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KU3Nl
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.