Технологии

Действующие ГНСС помогут в освоении Луны

11 Апреля 2022
Действующие ГНСС помогут в освоении Луны

Инженеры космической связи и навигации NASA оценивают потребности в навигации для программы «Артемида» (Artemis), в том числе определяются с возможностями точной навигации, необходимой для установления первого устойчивого присутствия на лунной поверхности.

По мнению штатовских специалистов, лунные миссии дают возможность протестировать и усовершенствовать новые методы космической навигации. Луна может служить испытательным полигоном, который расширяет наш навигационный инструментарий для более отдалённых направлений, таких как Марс, например».

В конечном счёте, исследовательским миссиям требуется надёжное сочетание возможностей для обеспечения доступности, отказоустойчивости и целостности, требуемых на месте от навигационной системы. Вот некоторые из методов навигации, которые анализируются в рамках программы:

Радиометрия, оптиметрика и лазерная альтиметрия измеряют расстояния и скорость, используя свойства электромагнитных передач.

Инженеры измеряют время, необходимое передаче для достижения космического аппарата, и делят его на скорость передачи — скорость света.

Эти точные измерения были основой космической навигации с момента запуска первого спутника, обеспечивая точное и надёжное измерение расстояния между передатчиком и приёмником космического аппарата. Одновременно можно наблюдать скорость изменения скорости космического аппарата между передатчиком и космическим аппаратом из-за эффекта Доплера.

Радиометрия и оптиметрика измеряют расстояния и скорость между космическим аппаратом и наземными антеннами или другими космическими аппаратами, используя их радиолинии и инфракрасные оптические линии связи соответственно. В лазерной альтиметрии и космической лазерной локации космический аппарат или наземный телескоп отражают лазеры от поверхности небесного тела или специально предназначенного отражателя для определения расстояний.

Методы оптической навигации основаны на изображениях с камер космического аппарата. Существует три основных направления оптической навигации.

Оптическая навигация на основе звёзд использует для навигации яркие небесные объекты, такие как звёзды, луны и планеты. Инструменты используют эти объекты для определения ориентации космических аппаратов и могут определять их расстояние от объектов, используя углы между ними.

По мере приближения космического аппарата к небесному телу объект начинает заполнять поле зрения камеры. Затем инженеры-навигаторы определяют расстояние космического аппарата от тела, используя его оконечность — видимый край тела — и центроид, или геометрический центр.

При максимальном сближении космического корабля Terrain Relative Navigation использует изображения с камеры и компьютерную обработку для определения известных особенностей поверхности и расчёта курса космического аппарата на основе местоположения этих особенностей в эталонных моделях или изображениях.

Американское аэрокосмическое агентство разрабатывает возможности, которые позволят миссиям на Луну использовать сигналы созвездий ГНСС. Эти сигналы могут улучшить синхронизацию, повысить точность позиционирования и помочь автономным навигационным системам в окололунных и лунных пространствах.

Автономное навигационное программное обеспечение использует такие измерения, как радиометрия, астрономическая навигация, альтиметрия, навигация относительно местности и ГНСС, для выполнения навигации на борту без контакта с операторами или объектами на Земле, что позволяет космическим аппаратам маневрировать независимо от наземных диспетчеров миссии. Этот уровень автономии позволяет реагировать на динамичную космическую среду.

Автономная навигация может быть полезна для исследования дальнего космоса, где задержка связи может затруднить навигацию на месте. Например, миссии на Марс должны ждать от восьми до 48 минут для связи с Землей в обе стороны в зависимости от динамики орбиты. Во время критических маневров космическим кораблям требуется немедленное принятие решений, которое может обеспечить автономное программное обеспечение.

LunaNet — коммуникационная и навигационная архитектура, разработанная в рамках программы Space Communications and Navigation (SCaN).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Clarksville Online
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~KU3Nl
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.