Технологии

Роль симуляторов ГНСС в повышении помехоустойчивости автономных систем

27 Июля 2023
Роль симуляторов ГНСС в повышении помехоустойчивости автономных систем

Автономные системы стали мощными инструментами в области военных операций, коренным образом изменив тактику и возможности ведения войны. Однако их эффективность может быть скомпрометирована угрозой ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo), а также глушением и спуфингом сигналов спутниковой навигации. В обеспечении устойчивости автономных систем к таким атакам решающее значение приобретает использование симуляторов ГНСС. Они важны при проверке устойчивости автономных систем к внешним помехам, надёжности и готовности как в гражданских, так и в оборонных операциях.

Симуляторы ГНСС обеспечивают возможность воспроизведения реалистичных сценариев создания помех и спуфинга, встречающихся в военных и небоевых условиях. Воспроизводя в цифровом виде сигналы помех и/или спуфинга, симуляторы позволяют тщательно оценить реакцию автономных систем в различных условиях, начиная от частичного ухудшения до полной потери сигнала и/или обмана. Это реалистичное моделирование помогает выявить уязвимости и оценить способность системы адаптироваться и противостоять враждебным тактикам глушения и спуфинга, которые могут повлиять на навигацию, синхронизацию и позиционирование транспортного средства или самолёта.

Симуляторы ГНСС могут значительно облегчить всестороннее тестирование автономных систем (и подсистем) на воздействие самого широкого спектра помех. Они, например, способны манипулировать уровнем сигнала, частотой и синхронизацией, имитируя таким образом сложные методы глушения и спуфинга, используемые злоумышленниками или противником. Возможность имитировать этот тип помех — например, с помощью тестируемого устройства в конфигурации аппаратного обеспечения в контуре — позволяет инженерам оценить устойчивость системы, уточнить меры противодействия и обеспечить бесперебойную работу даже перед лицом преднамеренных атак.

Благодаря тщательному тестированию симуляторы ГНСС могут обнаруживать и устранять потенциальные уязвимости в автономных системах до того, как те повлияют на критически важные задачи. Этот упреждающий подход позволяет разработчикам, инженерам и производителям повышать надёжность своих систем, тем самым обеспечивая успех миссии, защищая военный персонал и сохраняя тактическое преимущество на поле боя.

Соблюдение нормативных стандартов и оперативная совместимость с партнёрами по коалиции имеют первостепенное значение в военных операциях. Симуляторы ГНСС играют жизненно важную роль в выполнении этих требований, проверяя устойчивость автономных систем к помехам.

Моделирование многолучевых сигналов ГНСС также является важным аспектом проверки устойчивости навигационных или автономных систем. Многолучёвость – это когда сигналы ГНСС отражаются от поверхностей (например, в городском каньоне), вызывая задержку и искажение сигналов в приёмнике. Это может привести к получению неточной информации о местоположении и времени, что поставит под угрозу эффективность навигационной системы транспортного средства или самолёта. Путем включения моделирования многолучёвости в симуляторы ГНСС инженеры могут оценить способность системы смягчать неблагоприятные эффекты многолучёвости, например, используя передовые методы обработки сигналов и обновляя конструкцию антенны. Точное моделирование многолучевых сценариев повышает надёжность и точность навигационных систем, обеспечивая их эффективность в сложных условиях эксплуатации.

Симуляторы ГНСС служат незаменимыми инструментами для повышения устойчивости автономных навигационных систем к угрозам глушения и спуфинга ГНСС и появлениям многолучевого сигнала. Моделирование разнообразных ситуаций с навигационными сигналами позволяет точно воспроизвести реалистичные сценарии, облегчить всестороннее тестирование и снизить риски, что позволяет инженерам разрабатывать надёжные и отказоустойчивые системы.

Использование тренажёров ГНСС расширяет возможности этих систем, способствуя эффективности, безопасности и успеху военных операций.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Htnuq
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.